Определено место новым понятиям (синергетика, например) в системе школьного образования и представлен нетрадиционный подход к организации учебного процесса. <...> Предложено переосмыслить роль программирования в учебном процессе и рассматривать его в качестве мощного средства развития интеллекта. <...> Искусство общения учителя—основополагающий фактор среды обучения . <...> Обзор позиций научных школ по синергетике . <...> О развитии интеллекта школьника в педагогических теориях . <...> Место и роль программирования в образовательных стандартах вузов России и отчете ACM . <...> В процессе изучения современной информатики происхо дит формирование важных личностных качеств человека, которые включают в себя общеучебные умения, умения работать с информа цией, коммуникативные умения. <...> Освоение в курсе информатики раздела (модуля) «Информационные технологии» так же направлено в основ ном на запоминание, т. е. на развитие декларативной составляющей знаний (я знаю, что компьютер состоит из: …) и процедурной (я знаю, как напечатать текст, сохранить файл, закрыть приложение, инсталли ровать программу, избавиться от вируса и так далее). <...> Развитие интеллекта рассматривается как составная часть разви 1 Концепция информатизации сферы образования Российской Федера ции // Проблемы информатизации высшей школы. <...> Синергетика позволяет увидеть, зафиксировать момент возникновения нового явления или нового качественного состояния системы, что и является основным предметом исследова ния. <...> Книга не призывает к программированию, и автор не считает, что курс информатики—это только программирование. <...> Синергетическая среда обучения информатике Во второй половине XX века научная картина мира претерпела су щественное изменение (постнеклассический период). <...> В. С. Леднев, характеризуя суть системного подхода, говорит о том, что «наука давно пришла к выводу, что главным свойством реальности является ее структурность3 —все както устроено <...>
Информатика_развитие_интеллекта_школьников.pdf
УДК 004.9
ББК 32.97
О-52
Окулов С. М.
О-52
Информатика: развитие интеллекта школьников /
ISBN 978-5-00101-898-8
В монографии рассмотрены вопросы, связанные с развитием
С. М. Окулов.—4-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний,
2020.—215 с. —Систем. требования: Adobe Reader XI ;
экран 10".—Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный.
интеллекта и средой обучения. Обоснована необходимость изменения
подходов к развитию интеллекта школьников. Определено
место новым понятиям (синергетика, например) в системе
школьного образования и представлен нетрадиционный подход
к организации учебного процесса. Предложено переосмыслить
роль программирования в учебном процессе и рассматривать его
в качестве мощного средства развития интеллекта.
Для преподавателей и методистов.
УДК 004.9
ББК 32.97
Деривативное издание на основе печатного аналога: Информатика:
развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов.—2-е
изд., испр.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.—212 с. :
ил.—ISBN 978-5-94774-816-1.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-898-8
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 1. Синергетическая среда обучения информатике . . . . . . . . . . . 12
1.1. Исторический экскурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Системный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.3. Основные положения синергетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.4. Развитие системы — скачок или спираль? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.5. Синергетическая среда обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Глава 2. О развитии интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1. Понятие «интеллект» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. М. К. Мамардашвили и образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.3. Знания, умения, навыки или интеллект? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 3. Содержание обучения информатике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
3.1. Принципы отбора содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
3.2. Отбор аттракторов содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3.3. Программирование как элемент содержания обучения . . . . . . . 58
3.4. Нелинейность развития технологий программирования . . . . . . 62
3.5. Нелинейность процесса разработки отдельной программы . . . . 65
3.6. Программирование как учебная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . 67
Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Глава 4. Методика обучения информатике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4.1. Синергетичность методики обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4.2. Формы и методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
4.3. Образы участников образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . 78
4.4. Параллельная структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5. Искусство общения учителя—основополагающий фактор среды
обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.6. Тестирования или Право на ошибку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
4.7. Дополнительные мероприятия как инструмент усиления нели
нейности среды обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Ключевые положения главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
81
85
Стр.4
4
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Приложение 1. Результаты обучения информатике в физикоматема
тическом лицее г. Кирова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Приложение 2. Обзор позиций научных школ по синергетике . . . . . . 107
Приложение 3. Обзор психологических теорий интеллекта . . . . . . . . 121
Приложение 4. О развитии интеллекта школьника в педагогических
теориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Приложение 5. Краткий исторический обзор развития школьной ин
форматики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Приложение 6. Развитие технологий программирования . . . . . . . . . . 165
Приложение 7. Место и роль программирования в образовательных
стандартах вузов России и отчете ACM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Приложение 8. Когнитивная психология и программирование . . . . . 195
Стр.5