В статье анализируются формирование и трансформация прусской модели репрезентации государства через изменения архитектурного облика столицы – Берлина. <...> Использование государственных и национальных мифов было одной из главных составляющих процесса создания государства, борющегося
за дипломатическое признание в Европе. <...> За период с 1701 по 1806 год конструирование образа королевской власти как одного из главных идеологических элементов прусского государства для ее внешнего
восприятия претерпело значительные изменения на разных уровнях – начиная соотношениями тех или
иных идей в государственной, социальной, культурной и экономической политике и заканчивая воплощениями тех или иных образов в искусстве и архитектуре. <...> В рамках австро-прусского дуализма в Германии выстраивание системы образов правящей династии и системы власти для внешнего наблюдателя
означало практическое отражение жизнеспособности идеологии и государственной системы для обеих
сторон – Пруссии и Австрии. <...> А в условиях начавшегося противостояния двух сильнейших государств
в Германии идеология и ее репрезентация сделались одновременно и мотиватором, и средством политики. <...> Облик столичного города является одним из главных отражений и трансформации государства,
и противостояния двух систем внутри Германии. <...> Для Пруссии после Семилетней войны облик Берлина
цементировал основы уже не столько формирующегося оппонента Австрии, сколько государства имперского типа, обладающего дипломатическим признанием и влиянием на международную политическую
ситуацию. <...> Одновременно с этим архитектурный облик столицы был одним из средств мобилизации на-
селения к реализации идеологических программ. <...> Все эти изменения как получали отражение в зданиях
и монументах, так и меняли их смысловые трактовки в связи с теми или иными событиями или политическими целями. <...>