Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
Л.С. Соболева — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Адясова (Локоткова) — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
И. В. Кукулин — кандидат филологических наук, доцент (Высшая школа экономики, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург)
Н. М. Малыгина — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, Москва)
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
А. М. Плотникова — доктор филологических наук, профессор (УрФУ)
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск)
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник (СО РАН,
г. Новосибирск)
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
С. Г. Шейдаева — доктор филолологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск)
Ю. В. Щербинина — доктор педагогических наук, профессор (МПГУ, г. Москва)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2017
© Филологический класс, 2017
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 3(49)/2017
К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ И.С. ТУРГЕНЕВА
Беляева И. А. «Отцы и дети» И. С. Тургенева:
роман о «вечном примирении»....................................................................................... 7
Ребель Г. М. Композиционные рифмы у Тургенева и Достоевского
(на материале романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание»)…….……... 15
ЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Замятина И. В., Сызранова Г. Ю. Адьективация и субстантивация
причастных форм: проблемы процесса и вопросы терминологии………………….. 23
Воронцова Т. А., Копылова Т. Р. Молчание как маркер агрессивного
речевого поведения (на материале бытового общения)…………………………….. 29
Багичева Н. В., Чикаева Т. А. «Свиток, на котором отмечены все тайны бытия»:
архетипы Родины-Матери в русском менталитете…………………………………... 34
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Дзюба Е. В., Массалова А. Э. Психолого-педагогические,
социокультурные и методические основы преподавания русского языка
как неродного / иностранного………………………………………………………… 41
Веснина Л. Е. Преподавание лексики в аспекте изучения
русского языка как иностранного на начальном этапе……………………………… 47
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Голошумова Г. С., Чернова О. Е. Возможности использования
электронной образовательной платформы MOODLE
в образовательном процессе вуза …………………………………………………….. 52
Земчихина Л. С. К проблеме этичности использования иронии
как педагогического приема ……………....................................................................... 59
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Свирина Н. М. Чтение подростков:
результаты исследования и сравнительный анализ………………….......................... 64
Канарская Е. И. Зарубежье как иномир в пьесах Н. В. Коляды …………………… 73
ИДЕТ УРОК
Бикбаева Э. Р. Лучше ль горькая правда? (урок внеклассного чтения
по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правда»)……………………………... 80
Гусарова А. В. Методический проект первого урока русского языка
по разделу «Морфология. Словообразование»
(УМК В. В. Бабайцевой, 5 класс)……………………………………………………… 84
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Акимова Е. А., Ермоленко С. И. Феномен «самоповторений»
в творчестве М. Ю. Лермонтова: к проблеме изучения …………………………….. 92
Чернышов И. С. Стратегии издания романа Ф. М. Достоевского «Бесы»
в современной России…………………………………………………………………. 101
Стр.3
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ХХ ВЕКА
Сафонова Е. А. Духовный путь лирического героя
в поэме Н. Оцупа «Дневник в стихах»…………........................................................... 109
Когут К. С. Литературные мотивы в ранней драматургии Л. Леонова:
пьеса «Усмирение Бададошкина»……………………………………………………. 113
ЗАРУЖЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ–XXI ВЕКОВ
Любимская О. М. Пауза как средство невербальной коммуникации
в творчестве Дж. Д. Сэлинджера …………………………………………………….. 119
Шилова Е. Н. Постоянно «в контакте»:
очевидные преимущества и скрытые угрозы………………………………………… 124
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Малыгина Н. М. Сюжеты будущей истории русской литературы
в переписке современников с А. М. Горьким
(Рецензия на книгу: М. Горький и его адресаты. Материалы и исследования.
Вып 11. — М.: ИМЛИ РАН, 2016. — 488 с.)…………………………………………. 130
Барковская Н. В. Из истории русской эмигрантской школы в Болгарии:
«Учебная трилогия» Петра Бицилли
(Петкова, Галина. «Да се даде ръководеща нишка…»:
История на руската литература от проф. П. Бицилли в три книги
(България, 1931-1934 г.). София: Издательство «Факел», 2017. – 655 с.)………….. 139
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 3(49)/2017
TO THE 200th ANNIVERSARY OF THE I. S. TURGENEV
Belyaeva I. A. Turgenev’s «Fathers and Sons»:
a novel about «eternal reconciliation»............................................................................
Rebel G. M. Compositional rhymes in the works of Turgenev and Dostoyevsky
(based on the novels «Fathers and Sons» and «Crime and Punishment»)…….……...
LINGUISTICS IN EDUCATION
Zamyatina I. V., Syzranova G. Yu. Adjectivization and substantivization
of participial forms: the process and terminology…………………..
Vorontsova T. A., Kopylova T. R. Silence as a marker of aggressive speech behavior
(case study of day-to-day communication)……………………………..
TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Dziuba E. V., Massalova A. E. Psycho-pedagogical, socio-cultural
and methodological foundations of teaching Russian as a foreign language………… 41
Vesnina L. E. Teaching elementary level vocabulary
in the course of Russian as a foreign language……………………………...................... 47
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Goloshumova G. S., Chernova O .E. Potential of application
of e-learning environment Moodle in training of ihl students…………………………… 52
Zemchikhina L. S. To the problem of the ethics of using irony
in pedagogical speech……………..................................................................................... 59
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Svirina N. M. Teenagers’ reading: results of research
and comparative analysis …………………....................................................................... 64
Kanarskaya E. I. Abroad as the other world in plays by N. V. Kolyada……………….. 73
A LESSON IN PROGRESS
Bikbayeva E. R. Is honesty the best policy? (lesson plan of extracurricular reading
based on the story «The Truth» by A. Zhvalevsky and E. Pasternak)…………………... 80
Gusaroba A. V. Methodological project of the first lesson of Russian
on «Morphology. Word formation»……………………………………………………... 84
FROM A SCHOLAR’S DESK
Akimova E. A., Yermolenko S. I. The phenomenon of «self-repetition»
in the works by M. Yu. Lermontov: on the research problem ………………………….. 92
Chernyshov I. S. The publishing strategies
of the movel «The Possessed» by F. M. Dostoevsky in post-soviet Russia……………... 101
THE TRAJECTORIES OF LITERARY PROCESS OF XX CENTURY
Safonova E. A. The path of the soul of the lyrical hero
in the poem «Diary in Verse» by Nikolai Otsup…………................................................ 109
Kogut K. S. Literature motives of early L. Leonov’s drama
(the play «Suppression of Badodoshkin»)……………………………………………….. 113
23
29
Bagicheva N. V., Chikaeva T.A «A scroll, on which all the secrets of life are marked»:
the archetypes of the motherland in Russian mentality……………………………… 34
7
15
Стр.5
FOREIGN LITERATURE OF ХХ–XXI CENTURY
Lyubimskaya O. M. A pause as a means of nonverbal communication
in J. D. Salinger’s works……………………………………………………………….... 119
Shilova Ye. N. Constantly wired world: obvious benefits and hidden costs…………….. 124
REVIEWS
Malygina N. M. The plots of the future Russian literature in the letters of A. M. Gorky
with his contemporaries
Book review: M. Gorky and His Addressees. Materials of Research. Vol. 11.
(M.: IMLI RAN, 2016. – 488 p.).………………………………………………………... 130
Barkovskaya N. V. The history of Russian emigration school in Bulgaria: «Academic
trilogy» of Pyotr Bitsilli
(Petkova, Galina. «Yes, this is the dada of the village nishka ...»:
History of the Ruskata literature from prof. P. Bitsilli in three books
(Bulgaria, 1931-1934). Sofia: Fakel Publishing House, 2017. — 655 p.)………………. 139
Стр.6