Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе (СУНЦ УрФУ)
Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Локоткова (Адясова) — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГОУ, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург)
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
(Институт развития образования Удмуртской республики)
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2017
© Филологический класс, 2017
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 2(48)/2017
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Пальчик М. А. Демофобия современной литературной системы.
Как литература боится своих свобод?............................................................................ 7
Маркова Т. Н. Конфликт поэта с «железным веком»
в поэзии пушкинской поры …….…………………………………………………… 14
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Ерёмина С. А. Особенности обучения чтению китайских студентов
на занятиях специального курса «Русский язык и культура речи»
(из опыта работы)………………………………............................................................. 19
Веснина Л. Е. Преподавание лексики в аспекте изучения
русского языка как иностранного на начальном этапе:
занятия на тему «Я и моя семья»…………………………………................................ 27
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Макурина М. А., Симакова А. В. Предметно-языковое интегрированное обучение
в средней школе (из опыта работы)…………………………………………………… 32
Жердев Д. В., Буйначева А. В. Использование критериального подхода
в оценивании итоговых индивидуальных образовательных проектов……………... 41
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Гутрина Л. Д. Тема памяти в современной прозе:
урок по рассказу Д. Быкова «Отпуск» в старших классах ………………….............. 48
Риф В. Г., Полева Е. А. Читательские предпочтения современных пятиклассников
(анализ результатов анкетирования)………………………………………………….. 52
ИДЕТ УРОК
Бочарникова А. С., Еремина С. А. Использование сказки на уроках
английского языка в средней школе …………………………………………………. 57
Гутрина Л. Д., Мазеина М. А. Методический проект урока литературы
на тему «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой» в шестом классе)…………………………………………... 63
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Дырдин А. А. «В стране трудного счастья»: этимология имен героев
в повести Андрея Платонова «Ювенильное море» ………………………………….. 67
ГОЛОСА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Подлубнова Ю. С. Уральские гастроли К.Д. Бальмонта
(по материалам региональной прессы)………….......................................................... 75
Парамонова Л. Ю. Цветозвук в поэзии Ф. Сологуба:
возможности использования и влияние на восприятие поэтического текста……… 83
ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ
Барковская Н. В. Листенок и Снегопух: о новых стихах Михаила Яснова ……….. 87
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Ермоленко С. И., Сергеева И. С. «Елка и свадьба» Ф.М. Достоевского:
синтез жанровых традиций …………………………………………………………… 92
Стр.3
Стадниченко В. А., Хрящева Н. П. «Затеси» В.П. Астафьева:
лирико-философские миниатюры в системе малых форм «Первой тетради»…… 100
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Барковская Н. В. Литература вне школьной программы:
реальность и альтернативы
(Научно-практическая конференция-семинар «Актуальные проблемы изучения и
преподавания литературы в вузе и в школе. ХХ Лейдермановские чтения». 31
марта 2017, УрГПУ, г. Екатеринбург)………………………………………………… 104
Макарова Л. Ю. В чем секрет обаяния зарубежной литературы?
(Круглый стол по проблеме чтения, УрГПУ, 31 марта 2017 года)………………….. 107
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 2(48)/2017
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Pal'chik M. A. Demophobia of the modern literary system:
how does literature fear its own freedoms?........................................................................ 7
Markova T. N. Conflict between the poet and the «Iron age»
in the poetry of Pushkin's time …….……………………………………………………. 14
TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Eremina S. A. Teaching reading to Chinese students at practicals in the special course
«Russian language and speech culture» (practical experience)…………………………. 19
Vesnina L. E. Teaching vocabulary to elementary level students learning russian
as a foreign language: working on the topic «My family and I»………………………... 27
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Makurina M. A., Simakova A. V. Secondary school integrated linguistic education
(from practical experience)……………………………………………………………… 32
Zherdev D. V., Buynacheva A. V. Application of criterial approach to the evaluation
of graduation school projects……………......................................................................... 41
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Gutrina L. D. The theme of memory in modern prose: a lesson on D. Bykov’s story
«Vacation» for senior secondary school grades ………………….................................... 48
Rif V. G., Poleva E. A. Reading preferences of modern fifth-formers
(analysis of questionnaire results)……………………………………………………….. 52
A LESSON IN PROGRESS
Bocharnikova A. S., Eremina S. A. Fairy tales at secondary school English lessons …… 57
Gutrina L. D., Mazeina M. A. A methods project of a literature lesson on the topic
«What lies behind an action?»
(a story by V. P. Astafyev, «A Horse With A Pink Mane» in the 6th form)……………. 63
FROM A SCHOLAR’S DESK
Dyrdin A. A. «In the country of difficult happiness» (etymology of the character names
of Andrey Platonov's story “The Juvenile Sea”) ………………………………………... 67
VOICES OF THE SILVER AGE
Podlubnova Yu. S. The Urals tour of K. D. Balmont
(on the materials of regional newspapers)………….......................................................... 75
Paramonova L. Yu. Color and sound in the poetry of F. Sologub:
the potential and influence upon the perception of a poetic text………………………… 83
POETRY FOR CHILDREN
Barkovskaya N. V. Little leaf and snowdown: about new poems of Mikhail Yasnov.….. 87
SLOW READING
Yermolenko S. I., Sergeeva I. S. «A Christmas Tree and a Wedding»
by F. M. Dostoevsky: a synthesis of the genre traditions ……………………………….. 92
Stadnichenko V. A., Khryashcheva N. P. «Zatesi» by V. P. Astafiev:
lyrical-philosophical miniatures in the system of small forms
of the «First Notebook»………………………………………………………………….. 100
Стр.5
REVIEWS
Barkovskaya N. V. Literature outside school program: reality and alternatives
(Scientific-practical conference-seminar «Urgent Problems of Studying
and Teaching Literature at higher and secondary school. 20th Lederman readings».
March 31, 2017. USPU, Ekaterinburg)………………………………………………….. 104
Makarova L. Yu. What does the charm of the foreign literature consist in?
(Round table on the problem of reading, Ural State University, March 31, 2017)……… 107
Стр.6