ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС Научно-методический журнал 1(47) / 2017 Учредитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» Главный редактор Н. П. Хрящева доктор филологических наук, профессор Заместитель главного редактора О. Ю. Багдасарян кандидат филологических наук, доцент Редакционная коллегия Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе (СУНЦ УрФУ) Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя О. А. <...> Диалектный словарь в школе: в помощь литературному русскому языку. <...> Работа со смоделированным многофункциональным текстом в преподавании русского языка как иностранного…………………………………. <...> Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер»…………………. <...> Как мечты и планы могут помешать любви: Илья Обломов и Ольга Ильинская в романе И. А. Гончарова………………………. <...> Этнографическая беллетристика Южного Урала в российской печати 1820–1830-х гг. <...> The motive of nature as mirror of author’s «ego» in M. <...> В школьной программе по русскому языку диалектной лексике уделен лишь один час в 6 классе, при этом подача материала маловыразительна и не совсем точна. <...> Между тем именно диалектная лексика на протяжении многих лет была могучим источником обогащения лексикона литературного языка и сейчас сохраняет свою ценность и как памятник русской традиционной культуры, и как пример выразительности и образности русского слова. <...> В статье предлагается конкретная разработка посвященного <...>
Филологический_класс_№1_2017.pdf
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 1(47)/2017
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Рут М. Э. Диалектный словарь в школе:
в помощь литературному русскому языку..................................................................... 7
Свирина Н. М. Аргументации в пользу культуры как фоновые представления
старшеклассников: результаты сравнительного анализа…….……………………… 12
ПРЕВОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Ерёмина С. А. Особенности системы обучения китайских студентов
на занятиях специального курса «Русский язык и культура речи»
(из опыта работы)………………………………............................................................. 19
Гусельникова М. Л. Работа со смоделированным многофункциональным текстом
в преподавании русского языка как иностранного…………………………………... 25
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ибрагимова М. Э. От воображения к воплощению: модель организации
творческой деятельности в свете идей Л. С. Выготского …………………………… 29
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Данилова О. А. Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе:
рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер»…………………..................................... 34
ИДЕТ УРОК
Яковлева М. Н. Урок-игра в 6 классе «Через тернии к звездам»:
гласные в корнях с чередованием……………………………………………………... 38
Бикбаева Э. Р. Как мечты и планы могут помешать любви:
Илья Обломов и Ольга Ильинская в романе И. А. Гончарова………………………. 41
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Созина Е. К. Этнографическая беллетристика Южного Урала
в российской печати 1820–1830-х гг. ………………………………………………… 47
Геймбух Е. Ю. Слово изображающее и слово изображенное
в романе В. Каверина «Два капитана»…………........................................................... 55
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XX ВЕКА
Борисова А. Б. Жанровое своеобразие «Поэмы мысли» А. П. Платонова………..... 61
Сомова Н. А., Хрящева Н. В. Мотив природы как зеркала авторского «я»
в книге М. М. Пришвина «Глаза земли»……………………………………………… 68
Малькова А. В. Повторение ситуации убийства
в романе В. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени»
74
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Сейбель Н. Э. «Страх взросления» в немецкой драматургии начала XXI века……. 84
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Ложкова Т. А. Начальные страницы великой литературы
для иностранных читателей (Рец. На кн.: Andrea Grominová. Обзор русских
литературных памятников XI-XVII веков. Univerzita sv. Cyrila A Metoda v Trnave.
Filozofická fakulta . Tribun EU, Brno, 2016)…………………………………………… 88
Стр.3
Ермоленко С. И. «“Преступление и наказание”:
к 150-летию публикации романа Ф. М. Достоевского»
(научно-практический семинар, проведенный в рамках научной сессии
Студенческого научного общества УрГПУ, 3 марта 2017 года)……………………. 90
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 1(47)/2017
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Ruth M. E. The Dialect Dictionary at School:
to help literary Russian....................................................................................................... 7
Svirina N. M. Arguments in favor of culture as background representations
of seniors: results of the comparative analysis…….…………………………………… 12
TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Eremina S. A. Features of the Training System for Chinese Students
Used at the Lessons of «Russian and the Standard of Speech»
(from practical experience)………………………………................................................ 19
Guselnikova M. L. Working with the Constructed Multi-Functional Text
in Teaching Russian as a Foreign Language…………………………………………….. 25
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Ibragimova M. E. From the image to its implementation:
the model of creative activity organization in the light of Vygotsky’s ideas …………… 29
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Danilova O. A. The Method of «Slow Reading" at the Lessons of Modern Prose:
the Story «Oh, It's Not the Evening Yet» by Nina Dashevskaya ……………………….. 34
A LESSON IN PROGRESS
Yakovleva M. N. Game Lesson for the 6th Grade Pupils on the topic
«Through the Thorns to the Stars»: Vowel Alternation Stems………………………….. 38
Bikbayeva E. R. How Dreams and Plans Can Interfere with Love:
Ilya Oblomov and Olga Ilyinskaya in the Novel by I. A. Goncharov…………………… 41
FROM A SCHOLAR’S DESK
Sozina E. K. Ethnographic Fiction of the South Ural
in the Russian Press of 1820–1830-s ……………………………………………………. 47
Geymbukh E. Yu. Word Describing and the Described Word
in the Novel «Two Captains» by V. Kaverin ………….................................................... 55
THE TRAJECTORIES OF LITERARY PROCESS OF XX CENTURY
Borisova A. B. Genre peculiarities of the «Poem of a Thought» by A. P. Platonov ……. 61
Somova N. A., Khriashcheva N. P. The motive of nature as mirror of author’s «ego»
in M. M. Prishvin’s book «The Eyes Of The Earth»……………………………………. 68
Malkova A. V. The situation of murder in V. Makanin’s novel
«Underground, or the Hero of Our Time»………………………………………………. 74
MODERN FOREIGN LITERATURE
Seibel N. E. «Fear of Growing Up» in German Drama of the Early XXI Century ……... 84
REVIEWS
Lozhkova T. A. Great pieces of literatrue for foreign students
(A Review of the monograph.: Andrea Grominová. Russian Literary Masterpieces
of XI-XVII centuries. Univerzita sv. Cyrila A Metoda v Trnave. Filozofická fakulta.
Tribun EU, Brno, 2016)…………………………………………………………………. 88
Стр.5
Yermolenko S. I. «“Crime and Punishment”: the 150th anniversary
of F. M. Dostoyvsky’s novel publication»
(scientific seminar held in the frames of Student Scientific Society Session
in USPU in March 2017)………………………………………………………………… 90
Стр.6