Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт социально-гуманитарных и политических наук И.В. Сенькова ИСТОРИЯ От первобытности до конца XVII века Учебно-методическое пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК 93/94(07) ББК 63.3(2)4я7 С317 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: профессор, доктор исторических наук М.И. Смирнова доцент, кандидат исторических наук А.Б. Смирнов С317 Сенькова, И.В. История. <...> От первобытности до конца XVII века: учебно-методическое пособие / И.В. Сенькова; Сев. <...> Борьба русских земель и княжеств с монголо-татарскими завоевателями и крестоносцами. <...> Пособие содержит краткую хронологическую таблицу по изучаемому историческому периоду. <...> Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года. <...> В XX в. видное место в сфере исторической науки и образования на Западе завоевал цивилизационный подход, позволяющий рассматривать процесс развития стран и мира с позиций многолинейности и многовариантности развития. <...> Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. <...> Немало превосходных трудов создали Б.Д. Греков (исследования Киевской Руси, Золотой Орды), Н.М. Дружинин (социально-экономическая и политическая история XIX в.), П.А. Зайончковский (фундаментальные библиографические издания), А.А. Зимин (русское Средневековье), В.Т. Пашуто (Древняя Русь, период раздробленности), Б.А. Рыбаков (история, культура славян и Древней Руси), М.Н. Тихомиров (история России XVI в.), Л.В. Черепнин (отечественная история XIV–XVII вв.) и многие другие. <...> Общая характеристика На заре истории человеческие сообщества, независимо <...>
История_от_первобытности_до_конца_XVII_века_Учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт социально-гуманитарных и политических наук
И.В. Сенькова
ИСТОРИЯ
От первобытности до конца XVII века
Учебно-методическое пособие
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 93/94(07)
ББК 63.3(2)4я7
С317
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
профессор, доктор исторических наук М.И. Смирнова
доцент, кандидат исторических наук А.Б. Смирнов
С317
Сенькова, И.В.
История. От первобытности до конца XVII века: учебно-методическое
пособие / И.В. Сенькова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 112 с.
ISBN 978-5-261-00957-3
История России рассматривается в пособии в контексте развития
мирового сообщества. Представлены основные этапы, базовые
факты, имевшие наибольшее значение в последующем развитии
всемирно-исторического процесса.
Предназначено для студентов негуманитарных специальностей
высших учебных заведений заочной и очной форм обучения.
УДК 93/94(07)
ББК 63.3(2)4я7
ISBN 978-5-261-00957-3
© Сенькова И.В., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие...........................................................................................................
Введение в историю...........................................................................................
Сущность и функции исторического знания........................................
Источники и методы изучения истории.................................................
Теория и методология исторической науки...........................................
Становление государственности в России и мире................................
Первобытная эпоха человечества. Периодизация. Общая
характеристика...............................................................................................
Древневосточная и античная модель развития....................................
Древнейшие государства на территории нашей страны.
Первые сведения о славянах.......................................................................
Средневековье как стадия исторического процесса...........................
Становление феодальных отношений. Государство франков.......................................................................................................................
Мировые
религии в Средние века.............................................................
Образование и развитие Древнерусского государства.......................
Политическая раздробленность на Руси................................................
Борьба русских земель и княжеств с монголо-татарскими
завоевателями и крестоносцами...............................................................
Образование Российского государства...................................................
Россия и Европа на пороге Нового времени............................................
Гуманизм и Возрождение в Западной Европе.......................................
Великие географические открытия и их последствия.......................
Реформация: причины и итоги..................................................................
Буржуазная революция в Англии.............................................................
Россия в XVI в. Реформы и опричнина...................................................
Великая Смута в Московском государстве: альтернативы
развития............................................................................................................
Россия при первых Романовых. Новые тенденции развития......................................................................................................................
Тест..........................................................................................................................
Краткая
хронологическая таблица...............................................................
Список использованной литературы.............................................................
3
4
5
5
6
8
13
13
16
21
24
24
27
30
38
43
48
61
61
65
68
71
74
82
89
94
105
110
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с требованиями Федерального образовательного
государственного стандарта высшего профессионального образования
дисциплина «История» относится к разделу «Гуманитарный,
социальный и экономический цикл» и является базовой.
Дисциплина охватывает историю человечества от первобытности
до наших дней. Студенты должны получить новые знания по истории
России, ее месту и роли в мировых общественных процессах,
выработать навыки анализа и оценки современных общественных
процессов с учетом исторической ретроспективы.
В данном пособии рассматривается период истории от первобытности
до конца XVII в., начала Нового времени. Представлены
основные этапы, базовые факты по истории регионов и стран,
имевших наибольшее значение в последующем развитии всемирно-исторического
процесса. История России дается в контексте
развития мирового сообщества. Автор исходил из того, что знание
всемирной истории по данной дисциплине должно быть на ознакомительном
уровне, а истории России – на репродуктивном. Материалы
пособия представлены в соответствии с проблемно-хронологическим
принципом изложения.
Дается представление о важнейших теоретико-методологических
основах исторической науки, сущности и функциях исторического
знания, понятие исторического источника, характеризуются
основные этапы в развитии отечественной исторической науки.
В
конце каждой темы студентам предлагаются обобщающие
вопросы, для более глубокого изучения приводится список литературы.
В заключении рекомендуется решить тесты для самопроверки
знаний. Пособие содержит краткую хронологическую таблицу
по изучаемому историческому периоду.
4
Стр.4