Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Современная философия истории (110,00 руб.)

0   0
АвторыЖуравлева Имбия Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц46
ID371025
АннотацияВ программу включены не только основное содержание дисциплины «Современная философия истории», но и материалы для самоподготовки к зачету, а также список литературы для обязательного изучения
Кому рекомендованоРекомендуется для магистров 1-го года обучения факультета философии и психологии.
Современная философия истории / И.А. Журавлева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 46 с. — 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371025 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Учебно-методическое пособие Составитель И. А. <...> Для направления 47.04.01 – Философия 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Современная философия истории» относится к циклу «Дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 47.04.01 – Философия (магистратура)» и входит в вариативную (дисциплина по выбору) часть этого цикла. <...> В программе реализован целостный подход к изучению курса «Современная философия истории», согласно которому последовательно рассматриваются основные разделы дисциплины. <...> Дисциплина «Современная философия истории» является предшествующей для следующих дисциплин: «Новейшие течения в современной антропологии», «Постмодернизм и рациональность», «Проблемы реальности в современной философии». <...> Наименование раздела дисциплины Предмет современной философии истории: осмысление исторического процесса и философия историописания 2. <...> Аналитическая философская традиция и проблема соотношения объяснения и описания в истории «Лингвистический поворот» в историописании Итого лекции практич еские самостоятельная работа Всего 6 0 18 24 6 6 0 0 18 18 18 0 54 24 24 72 5 Содержание учебной дисциплины Тема 1. <...> Предмет современной философии истории: осмысление исторического процесса и философия историописания Субстантивная и аналитическая философия истории: от анализа исторического процесса к исследованию когнитивных механизмов исторической науки. <...> Возникновение конструктивистской гипотезы в теории историописания в конце XIX в. <...> Школа «Анналов» и французская историография начала XX в. <...> Аналитическая философская традиция и проблема сотношения объяснения и описания в истории А. <...> Значение аналитической <...>
Современная_философия_истории.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Современная_философия_истории.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Учебно-методическое пособие Составитель И. А. Журавлева Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Современная философия истории» относится к циклу «Дисциплины Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 47.04.01 – Философия (магистратура)» и входит в вариативную (дисциплина по выбору) часть этого цикла. Содержание и логика программы определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к данной дисциплине. В программе реализован целостный подход к изучению курса «Современная философия истории», согласно которому последовательно рассматриваются основные разделы дисциплины. Это обусловило структуру курса, которая включает в себя несколько тематических разделов, охватывающих основные проблемы философии истории на современном этапе. Цель изучения данной дисциплины – ознакомление обучающихся с современными представлениями о проблемах исторического развития и исторической науки в философии; формирование у них умения ориентироваться в проблемном поле методологии современного социального познания; стимулирование у магистрантов потребности в развитии самостоятельного критического мышления и отношения к действительности. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) формирование системы знаний по современной философии истории; 2) развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности в области философско-исторической проблематики; 3) развитие способностей к сопоставлению, сравнению и оценке различных направлений философского осмысления исторического процесса и исторической науки; 4) формирование навыков использования полученных знаний в собственной педагогической деятельности. Рассмотрение современных проблем в области философии истории позволяет магистрантам осмыслить место и роль исторической науки в структуре социально-философского знания, рассмотреть основные направления современной философии истории. Курс рассчитан на 18 часов лекционных занятий и 54 часа самостоятельной работы. Исходя из этого, автор включил в программу не только основное содержание дисциплины «Современная философия истории», но и материалы для самоподготовки к зачету, а также список литературы для обязательного изучения. Все выполняемые магистрами самостоятельные задания подлежат последующей проверке преподавателем. Для получения допуска к зачету сту3
Стр.3
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Предмет современной философии истории: осмысление исторического процесса и философия историописания Субстантивная и аналитическая философия истории: от анализа исторического процесса к исследованию когнитивных механизмов исторической науки. Возникновение конструктивистской гипотезы в теории историописания в конце XIX в. Немецкий историзм. Школа «Анналов» и французская историография начала XX в. Методология исторической науки А. С. Лаппо-Данилевского. Тема 2. Аналитическая философская традиция и проблема сотношения объяснения и описания в истории А. Данто. Специфика исторического повествования. У. Э. Гэлли и понятие «прослеживаемости» в историческом тексте. Л. Минк. Конфигурирующее понимание как метод исторического исследования. Значение аналитической философии истории XX в. для развития исторической науки. Тема 3. «Лингвистический поворот» в историописании Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической науки. А. Луч о техниках повествования в истории, роль мифа и истории в картинах мира разных культур. Структура нарратива: В. Пропп, К. ЛевиСтросс, А. Греймас, Р. Уэллек, Р. Келлог. «Точка зрения» и композиция текста: Лабокк, Н. Фрай, Бахтин, У. Бут, Б. Успенский. Х. Уайт. Эпистемология, этика, эстетика, идеология исторического текста: тропологический подход. Ф. Анкерсмит. Понятие нарративной субстанции. Основная литература ва : Высш. шк., 2010. – 423 с. 1. Зотов А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – МоскДополнительная литература 1. Анкерсмит Ф. История и тропология : взлет и падение метафоры / Ф. Анкерсмит. – Москва : Прогресс-Традиция, 2003. – 496 с. 2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика : семантический анализ языка историков / Ф. Анкерсмит. – Москва : Идея-Пресс, 2003. – 360 с. 3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – Москва : Прогресс, 1989. – 612 с. 4. Барт Р. Система Моды : статьи по семиотике культуры / Р. Барт. – Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с. 5. Блок М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. – Москва : Наука, 1986. – 288 с. 6
Стр.6
6. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность / Ф. Бродель // Философия и методология истории. – Москва : Наука, 1977. – С. 115–142. 7. Вен П. Как пишут историю : опыт эпистемологии / П. Вен. – Москва : Научный мир, 2003. – 394 с. 8. Визгин В. П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания / В. П. Визгин // Вопр. философии. 1995. – № 4. – С. 37–47. 9. Визгин В. П. Постструктуралистская методология истории : достижения и пределы / В. П. Визгин // Одиссей. Человек в истории. – Москва : Наука, 1997. – С. 39–59. 10. Гемпель К. Г. Логика объяснения / К. Г. Гемпель. – Москва : Дом интеллект. книги, русское феноменолог. об-во, 1998. – 240 с. 11. Данто А. Аналитическая философия истории / А. Данто. – Москва : Идея – Пресс, 2002. – 292 с. 12. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Письмо и различие. – Санкт-Петербург : Академ. проект, 2000. – С. 352–368. 13. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории : автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. – Москва : Наука, 1980. – 482 с. 14. Копосов Н. Е. Как думают историки / Н. Е. Копосов. – Москва : Новое лит. обозрение, 2001. – 326 с. 15. Кохановский В. П. Философия и методология науки / В. П. Кохановский. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1999. – 576 с. 16. Кукарцева М. А. Современная философия истории США / М. А. Кукарцева. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. – 321 с. 17. Репина Л. П. История исторического знания / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – Москва : Дрофа, 2004. – 288 с. 18. Савельева И. М. Теория исторического знания : учеб. пособие / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. – Санкт-Петербург : Алетейя ; Москва : ГУ ВШЭ, 2008. – 523 с. 19. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века / Х. Уайт. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 528 с. 20. Февр Л. Бои за историю / Л. Февр. – Москва : Наука, 1991. – 627 с. ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (зачет) 1. Место исторической науки в социальном познании. 2. Философия истории: субстантивная и аналитическая модели. 3. В. Дильтей и «Критика исторического разума». 4. Г. Риккерт. Значение метода отнесения к ценности в исторической науке. 5. М. Вебер и «идеальные типы» в истории. 6. Дж. Коллингвуд и Б. Кроче. История как порождение духа. 7. Школа «Анналов» и проблема синтеза в истории. 7
Стр.7
8. Методология исторической науки А. С. Лаппо-Данилевского. 9. Язык и метод аналитической философии истории. 10. А. Данто. Специфика исторического повествования. 11. У. Э. Гэлли и понятие прослеживаемости в историческом тексте. 12. Л. Минк. Конфигурирующее понимание как метод исторического исследования. 13. Значение аналитической философии истории XX века для развития исторической науки. 14. Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической науки. 15. Йельская школа. Стилистические эффекты воссоздания исторической реальности. 16. А. Луч о технике повествования в истории. Миф и история. 17. Структура нарратива: В. Пропп, К. Леви-Стросс, А. Греймас. 18. «Точка зрения» и композиция текста: Лабокк, Фрай, Бахтин, Бут. 19. Х. Уайт. Эпистемология, этика, эстетика, идеология исторического текста: тропологический подход. № Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации 1. Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической науки. № Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации 1. Л. Минк. Конфигурирующее понимание как метод исторического исследования. Оценка Зачтено Критерии оценок Ставится при условии, если обучаемый знает основной материал, а при выполнении письменной работы – задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. Не зачтено Ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, а при выполнении письменной работы – если задание не сделано или допущены грубые ошибки. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.