Учредитель – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных актуальным
вопросам теории и практики образования:
• разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации образовательного
процесса;
• непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного компонентов,
формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как целостности воспитания
и обучения;
• международному сотрудничеству в сфере образования;
• обеспечению и измерению качества образовательного процесса;
• проектированию и реализации инженерного образования.
Редакционная коллегия серии:
И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор);
Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора);
М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Редакционный совет:
П. Андрес, к.филос.н. (Чешская Республика);
Л.В. Астахова, д.п.н., проф.;
A. Валишова, д.филос.н., проф. (Чешская Республика);
И.А. Волошина, к.т.н., доцент;
Г. Дин, д. филос.н., проф.
(Китайская Народная Республика);
Н.П. Ким, д.п.н., проф.
(Республика Казахстан);
В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.;
М. Прохазка, д.филос.н., д.филос.,
проф. (Чешская Республика);
С.А. Репин, д.п.н., проф.;
С.Г. Сериков, д.п.н., проф.;
Е. Страновска, д.филос.н.
(Словацкая Республика);
Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.;
Н.О. Яковлева, д.п.н., проф.
Издательский центр ЮУрГУ, 2017
Стр.1
South Ural State University
The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the theory
and practice of education:
• methodological grounds of research, design and implementation of the educational process;
• continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal, non-formal and
informal components, education as the integrity of upbringing and training;
• international cooperation in the field of education;
• ensuring and measuring the quality of the educational process;
• design and implementation of engineering education.
Editorial Board:
I.O. Kotlyarova, Paed.Dr., prof. (executive editor), South Ural State University, Russian Federation;
G.N. Serikov, Paed.Dr., prof. (deputy executive editor), South Ural State University, Russian Federation;
M.A. Volkova, Paed. Cand., assoc. prof. (executive secretary), South Ural State University, Russian Federation
Editorial Counsil:
P. Andres, Ph.D., Czech Technical University, Institute of Higher Education named after T.G. Masaryk,
Czech Republic;
L.V. Astakhova, Paed.Dr., prof., South Ural State University, Russian Federation;
A. Valishova, Ph.D., CSc, prof., Czech Technical University, Czech Republic;
I.A. Voloshina, Cand. of Tech.S, assoc.prof., South Ural State University, Russian Federation;
G. Ding, Ph.D., prof., Hebei Institute of International Business and Economics, Chinese People's Republic;
N. Kim, Paed.Dr., prof., Kostanai State University named after Ahmet Baitursynov, Republic of Kazakhstan;
V.V. Likholetov, Paed.Dr., prof., South Ural State University, Russian Federation;
M. Prohaska, Ph.D., Ph.Dr., University of South Bohemia, Czech Republic;
S.A. Repin, Paed.Dr., prof., Chelyabinsk State University, Russian Federation;
S.G. Serikov, Paed.Dr., prof., Ural State University of Physical Culture and Sports, Russian Federation;
E. Stranovska, Ph.D., Constantine the Philosopher University in Nitra, Slovak Republic;
T.N. Tretyakova, Paed.Dr., prof., South Ural State University, Russian Federation;
N.O. Yakovleva, Paed.Dr., prof., South Ural State University of Humanities and Education, Russian Federation
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ............................................................................................ 5
ИНФОРМАЦИЯ
Институт дополнительного профессионального образования ЮУрГУ: направления деятельности
и достижения .......................................................................................................................... 6
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
КОТЛЯРОВА И.О., ГРЕВЦЕВА Г.Я., ФАХРУТДИНОВА А.В. Педагогические аспекты
повышения качества результатов межкультурной социализации научно-педагогических
работников ................................................................................................................................... 8
СЕРИКОВ Г.Н., СЕРИКОВ С.Г., БУРОВ К.С. Факторы педагогического влияния на качество
самоопределения обучающихся ................................................................................................. 22
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОЛГОВА В.И., КОНДРАТЬЕВА О.А. Программа формирования конструктивных стратегий
психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной
аттестации ......................................................................................................................... 37
БУЛЫГИНА М.В., КОПЫРИНА М.В. Формирование познавательного интереса школьников
как условие повышения качества иноязычного образования ............................................... 44
ГАСИЛИНА М.А. Исследование проявлений дезадаптации у детей 6–7 лет к образовательной
среде дошкольной организации ............................................................................................... 51
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШУМИЛОВА Е.А. Коммуникативная компетенция как компонент качества профессиональной
деятельности педагога ....................................................................................................... 61
ДМИТРУСЕНКО И.Н., БАГРАМОВА Н.В. Структура и специфика формирования рецептивных
лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной
литературы ........................................................................................................................................ 69
PODGORBUNSKIKH A.A. Internationalization of Educational Activity Through Lingvocultural
Competence of Students of Higher Educational Establishments as an Indicator of Quality of Education
.................................................................................................................................................. 78
ИОНОВА Ю.В. Измерение качества сформированности проектной компетентности бакалавров
менеджмента ......................................................................................................................... 85
SKAKUNOVA V.A. Microteaching as a Method of Teaching Professional Skills for Pre-Service
Language Teachers (on the Example of Professional Course for Bachelor Students) ........................ 97
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШЕХОВЦОВ В.В., ГОНИК И.Л. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального
образования .......................................................................................................... 102
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки».
2017. Т. 9, № 3
3
Стр.3
CONTENTS
FROM EDITORIAL BOARD ..........................................................................................................
Institute of Continuing Education of SUSU: activities and achievements ........................................... 6
5
LIFE-LONG LEARNING
KOTLYAROVA I.O., GREVTSEVA G.Y., FAHRUTDINOVA A.V. Pedagogical Aspects of
Quality Increase of Academic Staff Cross-Cultural Socialization .......................................................... 8
SERIKOV G.N., SERIKOV S.G., BUROV K.S. Pedagogical Factors’ Impact on the Quality of
Students’ Self-Determination ..................................................................................................................... 22
GENERAL EDUCATION PROBLEMS
DOLGOVA V.I., KONDRATYEVA О.А. A Program to form Constructive Strategies for Higher
School Learners’ Psychological Support Preparing for the Final State Certification .......................... 37
BULYGINA M.V., KOPYRINA M.V. Formation of Cognitive Interest of School Students as
Condition of Quality Increase of Foreign-Language Education .............................................................. 44
GASILINA M.A. Study of Maladaptation Diseases in 6–7 Year Old Children in Relation to Education
Environment of Preschool Organization ....................................................................................... 51
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
SHUMILOVA E.A. Communicative Competence as a Quality Component of a Teacher Professional
Activity ...................................................................................................................................... 61
DMITRUSENKO I.N., BAGRAMOVA N.V. Structure and Specifics of Receptive Lexical Skills’
Formation in Reading Foreign Professional Literature ........................................................................ 69
PODGORBUNSKIKH A.A. Internationalization of Educational Activity Through Lingvocultural
Competence of Students of Higher Educational Establishments as an Indicator of Quality of Education
.................................................................................................................................................... 78
IONOVA Yu.V. Measurement of Project Competence Formation Result Quality of Bachelors of
Management ......................................................................................................................................... 85
SKAKUNOVA V.A. Microteaching as a Method of Teaching Professional Skills for Pre-Service
Language Teachers (on the Example of Professional Course for Bachelor Students) ......................... 97
CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT
SHEKHOVTSOV V.V., GONIK I.L. Problems and Development Trends of Continuing
Professional Education ......................................................................................................................... 102
4
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.
Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 3
Стр.4