Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Территориальная и социальная дифференциация современного немецкого языка

0   0
АвторыСивирьянова Елизавета Васильевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц50
ID368087
АннотацияВ дипломной работе рассмотрены территориальные и социальные диалекты немецкого языка как примеры региональной и социолингвистической вариативности.
Территориальная и социальная дифференциация современного немецкого языка / Е.В. Сивирьянова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/368087 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра немецкой филологии Сивирьянова Елизавета Васильевна Территориальная и социальная дифференциация современного немецкого языка Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ9-8-43 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Научный руководитель: к.филол.наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии Хомкова Людмила Ростиславовна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.филол.наук, доцент Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой теоретической лингвистики д. филол. наук, профессор, заведующая кафедрой Казыдуб Надежда Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 Содержание Введение . <...> Понятие языковой вариативности и языковой нормы . <...> Территориальная и социальная дифференциация немецкого языка 14 2.1. <...> Исторические особенности немецких диалектов и их современное состояние . <...> Основные характеристики языка молодежи как одного из классовых диалектов . <...> Территориальные различия в употреблении языка молодежи . <...> Только с течением времени, а именно с развитием книгопечатания, литературный язык занял главенствующую позицию. <...> Среди форм лингвистической вариативности чаще всего называют следующие: 1) социолингвистическая (влияние социальных изменений и социальной мобильности на развитие языка, включая уровень социальных отношений); 2) текстуальная (взаимодействие жанра и темы текста, его лингвистической экспрессии, включающей способ передачи информации); 3) региональная (различия <...>
Территориальная_и_социальная_дифференциация_современного_немецкого_языка.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра немецкой филологии Сивирьянова Елизавета Васильевна Территориальная и социальная дифференциация современного немецкого языка Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ9-8-43 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Научный руководитель: к.филол.наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии Хомкова Людмила Ростиславовна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.филол.наук, доцент Кутянина Елена Михайловна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой теоретической лингвистики д. филол. наук, профессор, заведующая кафедрой Казыдуб Надежда Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 Содержание Введение ................................................................................................................... 3 Глава 1. Основные характеристики языка и способов его реализации ............. 5 1.1. О природе и сущности языка .......................................................................... 5 1.2. Речь как форма реализации языка .................................................................. 8 1.3. Понятие языковой вариативности и языковой нормы ............................... 10 Выводы по главе 1 ................................................................................................. 13 Глава 2. Территориальная и социальная дифференциация немецкого языка 14 2.1. Общая характеристика немецкого языка ..................................................... 14 2.2. Территориальная дифференциация немецкого языка ................................ 18 2.2.1. Определение понятия «диалект» ............................................................... 18 2.2.2. Исторические особенности немецких диалектов и их современное состояние ................................................................................................................ 20 2.2.3. Основные характеристики территориальных диалектов ........................ 25 2.3. Социально-обусловленные особенности немецкого языка ....................... 30 Выводы по главе 2 ................................................................................................. 33 Глава 3. Основные характеристики языка молодежи как одного из классовых диалектов ................................................................................................................ 35 3.1. Место языка молодежи в современных научных исследованиях ............. 35 3.2. Лингвостилистические особенности языка молодежи .............................. 36 3.3.Территориальные различия в употреблении языка молодежи ................... 39 Выводы по главе 3 ................................................................................................. 43 Заключение ............................................................................................................ 44 Библиографический список ................................................................................. 45
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ До возникновения письменности и литературы развитие языка происходит прежде всего в устно-разговорной форме. Таким образом, до установления общепринятой нормы немецкого языка, в частности до XIX в., наиболее распространенной формой существования немецкого языка явился диалект. Только с течением времени, а именно с развитием книгопечатания, литературный язык занял главенствующую позицию. Современные языки являются результатом целого ряда внутри- и внеязыковых изменений, что позволяет говорить о динамизме и вариативности этих явлений. Вариативность при этом свойственна единицам различных уровней: лексического, морфологического, фонологического и синтаксического. Среди форм лингвистической вариативности чаще всего называют следующие: 1) социолингвистическая (влияние социальных изменений и социальной мобильности на развитие языка, включая уровень социальных отношений); 2) текстуальная (взаимодействие жанра и темы текста, его лингвистической экспрессии, включающей способ передачи информации); 3) региональная (различия и сходства региональных разновидностей языка, включая явления языкового контакта); 4) индивидуальная вариативность (подразумевающая под собой гендерные различия, возрастные и т. п.) [16, с. 124]. Целью проведенного исследования является анализ особенностей территориальной и социальной дифференции современного немецкого языка и установление их взаимосвязи на примере языка молодежи. Заявленная тема не теряет своей актуальности на протяжении многих лет и обусловлена интересом современной лингвистики к проявлению человеческого фактора в языке. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Стр.3
4 1) рассмотрение основных характеристик языка и способов его реализации; 2) исследование территориальных и социальных различий немецкого языка; 3) анализ основных характеристик языка молодежи; 4) анализ языка немецкой молодежи через призму территориальных различий. В рамках теоретической части данной работы рассмотрены территориальные и социальные диалекты как примеры региональной и социолингвистической вариативности. В практической части дипломной работы проанализированы материалы языка немецкой молодежи с целью установления взаимосвязи между социолингвистической вариативностью, к которой относится язык молодежи, и вариативностью региональной. Методы сопоставительного и компонентного анализа, а также сравнительно-исторический метод выступили ключевыми в данном исследовании.
Стр.4
5 ГЛАВА 1. Основные характеристики языка и способов его реализации При совершении определенных действий мы прибегаем к помощи языка, как родного, так и иностранного. Так происходит осуществление речевой деятельности каждым из коммуникантов. Согласно утверждению Л. С. Выготского, речевая деятельность – один из видов деятельности, стоящий в одном ряду с трудовой, игровой, познавательной и другими видами. Основной ее характеристикой считается наличие определенной цели и предметного мотива. Состоит такая деятельность из нескольких следующих друг за другом фаз. Это фазы ориентировки, планирования, реализации речевого плана и контроля [5, с. 80]. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них, говорение и письмо, воспроизводят текст, следующие два (слушание и чтение) отвечают за восприятие текста. Речевая деятельность неразрывно связана с такими понятиями, как язык и речь. Поэтому первая глава посвящена описанию наиболее значимых особенностей языка, а также механизму взаимодействия языка и речи. 1.1. О природе и сущности языка Относительно природы и сущности языка в языкознании представлено несколько точек зрения. Одни исследователи считают его биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении. Однако многие ученые все-таки схожи во мнении, что исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. В современной науке язык рассматривается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации [11, с. 920].
Стр.5