Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: Основные вехи жизни, суть учения и его современное значение. <...> Экстремизм как конкретно-исторический социальный феномен Основными предметами нашего анализа являются экстремизм как конкретный социально-исторический феномен и экстремист как единичный социальный субъект – носитель экстремистских идей и практических действий. <...> Выдвижение этих явлений в центр рассмотрения обусловлено тем, что нередко в научных публикациях, нормативно-правовых документах, выступлениях политиков, победных реляциях силовых органов наблюдается стихийное или преднамеренное смешение или даже подмена понятий «экстремизм» и «терроризм», «экстремист» и «террорист». <...> Еще чаще в научном сообществе экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и действиям, которая порождает кризисы социально-экономического порядка, отклонения в развитии политических институтов, снижение уровня жизни населения; вызывает рост чувств и настроений социальной бесперспективности и личной нереализованности, провоцирует страх перед будущим, подавление властями оппозиции и инакомыслия, блокирование легитимной самодеятельности индивида, национальный гнет, амбиции лидеров, политических партий, ориентации лидеров политического процесса на экстремальные средства политической деятельности [3]. <...> Экстремизм как многомерное социально-политическое явление включает в себя как минимум три существенных момента: экстремистскую идеологию, выступающую основой экстремизма; экстремистскую деятельность как практическую реализацию идеологии экстремизма; экстремистские сообщества и организации, являющиеся формой социальной институализации экстремистской деятельности. <...> Иначе говоря, экстремистская организация – это специфическое объединение людей, имеющее целью реализацию экстремистской идеологии посредством разрушительной для общества и личности террористической <...>
Россия_и_мусульманский_мир_№3_2017.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
РОССИЯ
И
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
2017 – 3 (297)
Научно-информационный бюллетень
Издается с 1992 года
Москва
2017
Стр.1
Центр научно-информационных исследований
глобальных и региональных проблем
Редакционная коллегия:
В.С. Мирзеханов – д-р ист. наук, профессор, шеф-редактор.
Е.Л. Дмитриева – главный редактор, В.К. Белозёров – д-р
полит. наук, О.П. Бибикова – канд. ист. наук, первый зам. главного
редактора, А.В. Гордон – д-р ист. наук, Ш.Р. Кашаф, Д.Б. Малышева
– д-р полит. наук, А.В. Малашенко – д-р ист. наук, А.Ш. Ниязи
– канд. ист. наук, зам. главного редактора, В.Н. Сченснович –
отв. секретарь.
Ответственные за выпуск бюллетеня на английском языке:
ный бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобальных
и региональных проблем. – М., 2017. – № 3 (297). – 166 c.
Тексты, представленные в бюллетене, даны в авторской редакции.
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
Е.С. Хазанов – отв. редактор, Н.В. Гинесина – вед. редактор.
Россия и мусульманский мир: Научно-информационISSN
1998-1813
© ИНИОН РАН, 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ,
ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
С. Новоселов. Россия в меняющемся миропорядке......................... 5
М. Яхьяев. Факторы воспроизводства экстремизма
и терроризма в современной России:
Комплексный анализ ................................................................... 13
МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА
В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Н. Гарунова. К вопросу о культуре толерантного
взаимодействия и проблеме противодействия
молодежному экстремизму и терроризму в Дагестане ............ 34
В. Акаев. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре
чеченцев: Основные вехи жизни, суть учения
и его современное значение ........................................................ 39
ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Сулейманов Р., Хикметов К. Роль «курдского фактора»
в попытке государственного переворота
15 июля 2016 года в Турции........................................................ 84
Д. Попов. Таджикистан перед лицом угрозы
международного терроризма ...................................................... 54
Ю. Зинин. Основные участники внутриполитического
конфликта в Ливии ...................................................................... 96
Е. Музыкина. Место религиозной компоненты
в ирано-саудовском конфликте ................................................ 117
3
Стр.3
С. Орлова, Т. Седова. «Арабская весна»: Надежды
и разочарования ..........................................................................127
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
А. Манойло. «Мягкая сила» террористов......................................137
У. Шарипов. О переводах Корана – Cвященной Книги Ислама
на русский язык...........................................................................150
4
Стр.4