ВВЕДЕНИЕ
Составитель: профессор П.М. Кольцов
История первобытного общества. Программа лекционного курса и методические
указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического
отделения / Калм. ун-т; Сост. П.М. Кольцов, Элиста, 2006. 16 с.
Данный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий.
Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и
сложных проблем в истории первобытного общества.
Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список
литературы, контрольные вопросы и методические указания при подготовке
к занятиям, ориентирующие студентов к итоговому экзамену.
Печатается по решению учебно-методического совета гуманитарного института.
Рецензент
- доктор исторических наук, доцент О. А. Джагаева
В развитии человеческого общества ученые выделяют ряд общественноэкономических
формаций: первобытно-общинный, рабовладельческий,
феодальный, капиталистический и коммунистический. Предложенная схема
условна и дискуссиона. Но все едины во мнении, что первоначальный этап
исторического процесса был первобытный и первобытно-общинный. Он
охватывает огромный период от начала антропогенеза (по археологическим
данным 2,8 млн. лет назад) до становления первых классовых обществ и
государств (5 тыс. лет назад в Азии и Африке).
Целью изучения данной дисциплины являются: систематические знания о
происхождении человека как биологического вида, о генезисе человеческого
общества и эволюции его социальной структуры, о ранних формах хозяйства,
о материальной и духовной культуре первобытной эпохи.
Задачи курса истории первобытного общества - выработать у студентов
представление об антропогенезе, истории возникновения и развития в первобытности
хозяйства, общественных, в том числе семейных институтов, материальной
и духовной культуры, показать динамику этнических процессов от
эпохи сложения человека современного вида до возникновения первых цивилизаций;
рассмотреть культуру первобытных и полупервобытных народов на
периферии классовых обществ в новое и новейшее время.
Для усвоения студентами истории первобытного общества требуется сумма
данных из области: археологии, этнологии и антропологии. Вспомогательный
характер имеют такие дисциплины как палеография, антропология, палеоботаника,
палеозоология и др. Разнообразие источников по истории первобытного
общества усложняет изучение предмета студентами, поэтому следует
осветить основные научные проблемы, не нашедшие единого решения.
Студент, изучивший курс - Истории первобытного общества должен знать:
Основные термины и понятия существующие в истории первобытного общества,
этапы развития первобытного общества, их названия, последовательность,
хронологические рамки и содержание.
Должен уметь: использовать полученные знания в написании докладов, курсовых
и дипломных работ.
Текущий контроль по усвоению студентами полученных знаний осуществляется
в ходе учебного процесса, на семинарских занятиях и контрольных работах.
В
данной программе предлагаются темы лекций, планы семинарских занятий
и методические указания к ним, а также списки рекомендованной литературы
по подготовке к практическим занятиям и контрольные вопросы к экзамену
по дисциплине.
3
Стр.2
/ . ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Предмет первобытной истории, источники,
историография
вопроса
Предмет курса - изучение человеческого общества на всех этапах существования
первобытных и первобытнообщинных отношений от начала антропогенеза
до нового и новейшего времени.
Источники: естественно-исторического характера (антропологические, геологические,
палеоклиматические, географические); исторические (археологические,
этнологические, письменные, лингвистические).
Комплексное использование источников дает возможность исследования разных
сторон жизнедеятельности первобытного общества, реконструкции первобытных
хозяйств, материальной и духовной культуры, социальных отношений.
Естественнонаучные данные как основа для изучения антропогенеза, условий
жизни первобытного человека, установления хронологии этапов развития
первобытного общества.
Археология как важнейший источник периодизации и хронологии первобытного
общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции
комплексов культуры.
Этнографические источники свидетельствуют о культуре человека современного
вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Так
называемые «культурно-отсталые народы» и значение их изучения для реконструкции
жизнедеятельности первобытного общества. Обязательность учета
при этнологических реконструкциях первобытности хозяйственно-культурного
типа изучаемых обществ. Проблема синхронности.
Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе
антропогенеза.
Сведения древнейших античных и средневековых авторов о первобытных
народах. Первые научные гипотезы о первобытности.
Возникновение в середине 19 в. истории первобытного общества как науки
на основе эволюционной теории (Ч.Дарвин, Т.Гексли, Э. Геккель, Э. Тейлор и
др.). Взгляды Л.Г.Моргана на историю семейно-брачных отношений, периодизацию
первобытного общества. Взгляды Ф.Энгельса на историю первобытного
общества и роль труда в антропогенезе. Археологические и антропологические
находки и взгляды зарубежных исследователей.
Проблемы истории первобытного общества в трудах советских и российских
исследователей (А.М.Золотарев, В.И. Равдоникас, П.П.Ефименко, Я.Я.Рогинский,
Н.Н.Чебоксаров, М.Г Левин, В.П.Алексеев, А.И.Першиц, Г.Е.Марков
и др.).
4
Тема 2. Проблемы периодизации
Дискуссии о периодизации первобытной истории, «первобытном коммунизме»,
проблемах антропогенеза, истории семейно-брачных и общественных
институтов, истории хозяйства, первобытной религии.
Хронология и периодизация истории первобытного общества. Абсолютная
и относительная хронология.
Отечественные и зарубежные исследователи о периодизации первобытной
истории. Критерии периодизации. Античные авторы о трех ступенях развития
общества (дикость, варварство, цивилизация). Л.Морган и Ф.Энгельс о периодизации
первобытного общества. Современная оценка их взглядов.
Принципы и критерии периодизации истории первобытного общества. Причины
трудностей в создании периодизации истории первобытного общества.
Тема 3. Происхождение человека. Праобщина
Ранние этапы антропогенеза. Место человека в биологической и антропологической
системе. Выделение человека из животного мира.
Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и
др.). Промежуточные между обезьяной и человеком звенья.
Место и время начала антропогенеза, его этапы. Теории моно- и полицентризма,
широкого моноцентризма, моно- и полигенеза.
Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антропогенеза. Возникновение
прямохождения, развитие мозга, возникновение речи и зачатки логического
мышления, использование природных предметов и начало их обработки.
Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных:
морфологические изменения организма и социальные факторы.
Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна - промежуточное существочеловек.
Труд как основа и содержание социальной деятельности.
Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек -
«общественное животное». Значение изготовления применения орудий труда
на начальных и последующих этапах антропогенеза. Переход от биологической
организации стаи (стадо) к первобытному коллективу и накопление социальной
информации. Роль тепла и использование огня в социальной сфере.
Биосоциальный и социальный уровни развития.
Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипотезы об их месте в
антропогенезе.
Эпоха архантропов. «Человек прямоходящий» - создатель культуры питекантропов.
Происхождение, степень очеловечения. Орудия труда. Стоянки и
жилища. Гипотеза о начатках речи, элемент духовной культуры и социальной
организации (стадо, первобытный коллектив), у питекантропов.
5
Стр.3