Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

История первобытного общества: программа лекционного курса и методические указания

0   0
АвторыКольцов Петр Михайлович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц10
ID366298
АннотацияДанный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в истории первобытного общества. Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список литературы, контрольные вопросы и методические указания при подготовке к занятиям, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. - Элиста, 2006.
Кому рекомендованодля студентов 1 курса исторического отделения
УДК94(3)
ББК63.3
История первобытного общества: программа лекционного курса и методические указания / П.М. Кольцов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2006 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/366298 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения Гуманитарного института Элиста 2006 ВВЕДЕНИЕ Составитель: профессор П.М. Кольцов История первобытного общества. <...> Рецензент - доктор исторических наук, доцент О. А. Джагаева В развитии человеческого общества ученые выделяют ряд общественноэкономических формаций: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. <...> Но все едины во мнении, что первоначальный этап исторического процесса был первобытный и первобытно-общинный. <...> Он охватывает огромный период от начала антропогенеза (по археологическим данным 2,8 млн. лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (5 тыс. лет назад в Азии и Африке). <...> Задачи курса истории первобытного общества - выработать у студентов представление об антропогенезе, истории возникновения и развития в первобытности хозяйства, общественных, в том числе семейных институтов, материальной и духовной культуры, показать динамику этнических процессов от эпохи сложения человека современного вида до возникновения первых цивилизаций; рассмотреть культуру первобытных и полупервобытных народов на периферии классовых обществ в новое и новейшее время. <...> Для усвоения студентами истории первобытного общества требуется сумма данных из области: археологии, этнологии и антропологии. <...> Предмет первобытной истории, источники, историография вопроса Предмет курса - изучение человеческого общества на всех этапах существования первобытных и первобытнообщинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени. <...> Естественнонаучные данные как основа для изучения антропогенеза, условий жизни первобытного <...>
История_первобытного_общества_программа_лекционного_курса_и_методические_указания_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения Гуманитарного института Элиста 2006
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Составитель: профессор П.М. Кольцов История первобытного общества. Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения / Калм. ун-т; Сост. П.М. Кольцов, Элиста, 2006. 16 с. Данный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в истории первобытного общества. Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список литературы, контрольные вопросы и методические указания при подготовке к занятиям, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. Печатается по решению учебно-методического совета гуманитарного института. Рецензент - доктор исторических наук, доцент О. А. Джагаева В развитии человеческого общества ученые выделяют ряд общественноэкономических формаций: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Предложенная схема условна и дискуссиона. Но все едины во мнении, что первоначальный этап исторического процесса был первобытный и первобытно-общинный. Он охватывает огромный период от начала антропогенеза (по археологическим данным 2,8 млн. лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (5 тыс. лет назад в Азии и Африке). Целью изучения данной дисциплины являются: систематические знания о происхождении человека как биологического вида, о генезисе человеческого общества и эволюции его социальной структуры, о ранних формах хозяйства, о материальной и духовной культуре первобытной эпохи. Задачи курса истории первобытного общества - выработать у студентов представление об антропогенезе, истории возникновения и развития в первобытности хозяйства, общественных, в том числе семейных институтов, материальной и духовной культуры, показать динамику этнических процессов от эпохи сложения человека современного вида до возникновения первых цивилизаций; рассмотреть культуру первобытных и полупервобытных народов на периферии классовых обществ в новое и новейшее время. Для усвоения студентами истории первобытного общества требуется сумма данных из области: археологии, этнологии и антропологии. Вспомогательный характер имеют такие дисциплины как палеография, антропология, палеоботаника, палеозоология и др. Разнообразие источников по истории первобытного общества усложняет изучение предмета студентами, поэтому следует осветить основные научные проблемы, не нашедшие единого решения. Студент, изучивший курс - Истории первобытного общества должен знать: Основные термины и понятия существующие в истории первобытного общества, этапы развития первобытного общества, их названия, последовательность, хронологические рамки и содержание. Должен уметь: использовать полученные знания в написании докладов, курсовых и дипломных работ. Текущий контроль по усвоению студентами полученных знаний осуществляется в ходе учебного процесса, на семинарских занятиях и контрольных работах. В данной программе предлагаются темы лекций, планы семинарских занятий и методические указания к ним, а также списки рекомендованной литературы по подготовке к практическим занятиям и контрольные вопросы к экзамену по дисциплине. 3
Стр.2
/ . ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ Тема 1. Предмет первобытной истории, источники, историография вопроса Предмет курса - изучение человеческого общества на всех этапах существования первобытных и первобытнообщинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени. Источники: естественно-исторического характера (антропологические, геологические, палеоклиматические, географические); исторические (археологические, этнологические, письменные, лингвистические). Комплексное использование источников дает возможность исследования разных сторон жизнедеятельности первобытного общества, реконструкции первобытных хозяйств, материальной и духовной культуры, социальных отношений. Естественнонаучные данные как основа для изучения антропогенеза, условий жизни первобытного человека, установления хронологии этапов развития первобытного общества. Археология как важнейший источник периодизации и хронологии первобытного общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры. Этнографические источники свидетельствуют о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Так называемые «культурно-отсталые народы» и значение их изучения для реконструкции жизнедеятельности первобытного общества. Обязательность учета при этнологических реконструкциях первобытности хозяйственно-культурного типа изучаемых обществ. Проблема синхронности. Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза. Сведения древнейших античных и средневековых авторов о первобытных народах. Первые научные гипотезы о первобытности. Возникновение в середине 19 в. истории первобытного общества как науки на основе эволюционной теории (Ч.Дарвин, Т.Гексли, Э. Геккель, Э. Тейлор и др.). Взгляды Л.Г.Моргана на историю семейно-брачных отношений, периодизацию первобытного общества. Взгляды Ф.Энгельса на историю первобытного общества и роль труда в антропогенезе. Археологические и антропологические находки и взгляды зарубежных исследователей. Проблемы истории первобытного общества в трудах советских и российских исследователей (А.М.Золотарев, В.И. Равдоникас, П.П.Ефименко, Я.Я.Рогинский, Н.Н.Чебоксаров, М.Г Левин, В.П.Алексеев, А.И.Першиц, Г.Е.Марков и др.). 4 Тема 2. Проблемы периодизации Дискуссии о периодизации первобытной истории, «первобытном коммунизме», проблемах антропогенеза, истории семейно-брачных и общественных институтов, истории хозяйства, первобытной религии. Хронология и периодизация истории первобытного общества. Абсолютная и относительная хронология. Отечественные и зарубежные исследователи о периодизации первобытной истории. Критерии периодизации. Античные авторы о трех ступенях развития общества (дикость, варварство, цивилизация). Л.Морган и Ф.Энгельс о периодизации первобытного общества. Современная оценка их взглядов. Принципы и критерии периодизации истории первобытного общества. Причины трудностей в создании периодизации истории первобытного общества. Тема 3. Происхождение человека. Праобщина Ранние этапы антропогенеза. Место человека в биологической и антропологической системе. Выделение человека из животного мира. Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Промежуточные между обезьяной и человеком звенья. Место и время начала антропогенеза, его этапы. Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза. Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антропогенеза. Возникновение прямохождения, развитие мозга, возникновение речи и зачатки логического мышления, использование природных предметов и начало их обработки. Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфологические изменения организма и социальные факторы. Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна - промежуточное существочеловек. Труд как основа и содержание социальной деятельности. Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек - «общественное животное». Значение изготовления применения орудий труда на начальных и последующих этапах антропогенеза. Переход от биологической организации стаи (стадо) к первобытному коллективу и накопление социальной информации. Роль тепла и использование огня в социальной сфере. Биосоциальный и социальный уровни развития. Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипотезы об их месте в антропогенезе. Эпоха архантропов. «Человек прямоходящий» - создатель культуры питекантропов. Происхождение, степень очеловечения. Орудия труда. Стоянки и жилища. Гипотеза о начатках речи, элемент духовной культуры и социальной организации (стадо, первобытный коллектив), у питекантропов. 5
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.