Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Этнология: программа лекционного курса и методические указания

0   0
АвторыКольцов Петр Михайлович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц22
ID366297
АннотацияДанный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в этнологии. Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список литературы, контрольные вопросы и методические указания при подготовке к занятиям, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. - Элиста, 2006.
Кому рекомендованодля студентов 1 курса исторического отделения
УДК94
ББК63.3
Этнология: программа лекционного курса и методические указания / П.М. Кольцов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2006 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/366297 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭТНОЛОГИЯ Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения Элиста 2006 Составитель: профессор П.М. Кольцов Этнология. <...> Рецензент - доктор исторических наук, профессор А.Н. Команджаев ВВЕДЕНИЕ Этнология - отрасль исторической науки, изучающая культуру и быт народов земного шара, их происхождение, расселение и культурноисторические взаимодействия. <...> Имея объектом своего изучения современные народы, этнология применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т.д. <...> Вследствие этого большое значение в этнологических исследованиях имеет изучение пережитков, т.е. тех явлений в современной жизни народов, которые, возникнув в предыдущие эпохи, продолжают сохраняться, утратив в значительной степени свое первоначальное содержание и значение. <...> Этнология тесно связана с историческими, естественными, лингвистическими и др. дисциплинами. <...> Связь этнологии с другими историческими науками, прежде всего, отражается в разделах этногенеза и этнической истории народов. <...> В процессе изучения предмета студенты должны знать: географическую, антропологическую, языковую и хозяйственную классификацию народов мира; основные народы, населяющие тот или иной географический регион Земли; особенности их хозяйственно-культурных типов; материальную и духовную культуру народов, населяющих определенные этногеографические области. <...> Предмет изучения этнологии Этнос - объект изучения этнологической науки. <...> Критерии этноса: язык, территория, материальная и духовная культура, этническое самосознание и сознание, эндогамия. <...> Классификация народов мира Географическая <...>
Этнология_программа_лекционного_курса_и_методические_указания_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭТНОЛОГИЯ Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения Элиста 2006
Стр.1
Составитель: профессор П.М. Кольцов Этнология. Программа лекционного курса и методические указания к семинарским занятиям для студентов 1 курса исторического отделения / Калм. ун-т; Сост. П.М. Кольцов, Элиста, 2006. 24 с. Данный курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий. Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и сложных проблем в этнологии. Планы семинарских занятий и методические указания к ним содержат вопросы по каждой теме, список литературы, контрольные вопросы и методические указания, ориентирующие студентов к итоговому экзамену. Печатается по решению учебно-методического совета гуманитарного института. Рецензент - доктор исторических наук, профессор А.Н. Команджаев
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Этнология - отрасль исторической науки, изучающая культуру и быт народов земного шара, их происхождение, расселение и культурноисторические взаимодействия. Имея объектом своего изучения современные народы, этнология применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т.д. Вместе с тем, как всякая историческая наука, этнология не ограничивается фиксацией современных явлений, а рассматривает их в историческом аспекте, в их становлении и развитии. Предмет этнологии включает, таким образом, изучение истории культурно-бытовых формирования особенностей народов, расселения и передвижений народов в прошлом. Вследствие этого большое значение в этнологических исследованиях имеет изучение пережитков, т.е. тех явлений в современной жизни народов, которые, возникнув в предыдущие эпохи, продолжают сохраняться, утратив в значительной степени свое первоначальное содержание и значение. Этнология тесно связана с историческими, естественными, лингвистическими и др. дисциплинами. Изучение народов мира в первую очередь связана с данными археологии, истории первобытного общества, антропологии и этнографии. Связь этнологии с другими историческими науками, прежде всего, отражается в разделах этногенеза и этнической истории народов. При изучении народов, населяющих тот или иной этногеографический регион, в обязательном порядке дается представление об антропологическом составе населения, его расовой и языковой принадлежности. Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с историографией, а также с основными гипотезами, концепциями и актуальными проблемами науки этнологии, ее понятийным аппаратом, методами исследования с конкретным материалом по этнографии народов мира. Задачи изучения дисциплины: освоение студентами полного курса дисциплины, обучение научному подходу к исследованию исторических процессов, формирование представления об основных проблемах изучения данной дисциплины; изучение современного этнического состава населения мира, особенностей традиционной культуры народов мира. В процессе изучения предмета студенты должны знать: географическую, антропологическую, языковую и хозяйственную классификацию народов мира; основные народы, населяющие тот или иной географический регион Земли; особенности их хозяйственно-культурных типов; материальную и духовную культуру народов, населяющих определенные этногеографические области. Разнообразие источниковой базы позволяет существенно пополнить общеисторическую подготовку студентов-историков. истории
Стр.3
I. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ Тема 1. Предмет изучения этнологии Этнос - объект изучения этнологической науки. Теории этноса (Ю.В.Бром-лей и Л.Н.Гумилев). Понятийный аппарат этнологической науки. Критерии этноса: язык, территория, материальная и духовная культура, этническое самосознание и сознание, эндогамия. Аспекты этноса: демографический, экономический, социальный. Исторические типы этноса. Этногенез и этническая история этносов. Этнический процесс и его формы. Этническая эволюция и трансформация. Аккультурация. Ассимиляция. Этнология и этнография: два взгляда на науку. Тема 2. Классификация народов мира Географическая классификация: регионы и группы этносов. Антропологическая классификация. Антропологический состав современного населения мира. Понятия «раса», «популяция». Большие человеческие расы, малые расы или антропологические типы. Конфессиональная классификация. Религия как элемент культуры этноса. Родоплеменные культы. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Современная география религий. Этнолингвистическая классификация народов мира. Языковой состав населения мира. Языковые семьи и группы. Хозяйственно-культурная классификация народов. Основные признаки хозяйственно-культурных типов (ХКТ). Присваивающий и производящий хозяйственно-культурный типы. Тема 3. История развития этнологии Становление этнологии как самостоятельной научной дисциплины к середине 19 в. Основные направления в развитии этнологии. Эволюционизм - основные положения, достоинства и недостатки. Неоэволюционизм. Антиэволюционизм: социологическая школа и главный предмет ее изучение - человеческое общество; культурв в диффузионизме. Функционализм и его теоретические положения в этнологии (Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Эванс-Причард и др.). Американская школа в исторической этнологии Ф.Боаса, культурные модели А. Кребера. Культурный релятивизм и этнопсихологическая концепция в этнологии (3. Фрейд, А. Кардинер, Р. Бенедикт). Структурализм в этнологии: основные концепции Клода Леви-Стросса. Российская наука во второй половине XIX в. - начале ХХ;века (Н.Н. Миклуха-Маклай, Д.Н. Анучин и др.). Отечественная наука после революции 1917 года. Теория Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева и др.
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.