Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, ЭТНОЛОГИЯ Учебное пособие Элиста 2013 ББК Т4(2Рос. <...> П.М. Кольцов Археология, история первобытного общества, этнология А 874 [Текст]: учебное пособие / Калм. ун-т; сост. <...> Для успешного усвоения перечисленных выше дисциплин учебным планом предусмотрены лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. <...> Семинарские занятия занимают важное место в системе подготовки студентов обучающихся в высших учебных заведениях. <...> Семинарские занятия вырабатывают у студентов умение самостоятельно работать над рекомендованной литературой, анализировать ее, коллективно обсуждать вопросы, включенные в план семинара. <...> Археология занимается поисками памятников древности, их исследованием (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, включая методы лабораторного исследования. <...> Под предметом современной археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. <...> Содержание курса «Археология» состоит из разделов, которые соответствуют общепринятой археологической периодизации: каменный век, энеолит, бронза и железный век. <...> Каменный век рассматривается в рамках трех последовательных периодов – палеолита (ранний, средний, верхний), мезолита и неолита. <...> Энеолит и бронзовый век – это археологические эпохи металлургического производства и дальнейшего развития производящей экономики. <...> Археология железного века изучает этнические, хозяйственно-культурные и исторические общности Евразии. <...> Приступая к изучению археологической периодизации, следует помнить, что она тесно увязана с основными этапами антропогенеза, а также экологическими <...>
Археология,_история_первобытного_общества,_этнология_учебное_пособие_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
_____
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
АРХЕОЛОГИЯ,
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА,
ЭТНОЛОГИЯ
Учебное пособие
Элиста 2013
Стр.1
ББК Т4(2Рос.Калм)я73+Т4я73+Т3(0)2я73+Т5я73
УДК 902:94:316.323.2:39(075.8)
А 874
Составитель:
д-р ист. наук, проф. П.М. Кольцов
Археология, история первобытного общества, этнология
А 874
[Текст]: учебное пособие / Калм. ун-т; сост. П.М. Кольцов. – Элиста:
Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 76 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Археология, история первобытного общества, этнология – дисциплины,
способствующие формированию фундаментальных знаний о
закономерностях процесса исторического развития. Настоящее учебное
пособие включает в себя общие рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям по вышеуказанным дисциплинам.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
направлению подготовки 030600 История.
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор А.А. Выборнов
(ГОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная
академия», Самара);
кандидат исторических наук, профессор А.В. Балановский
(ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социальноэкономический
университет»)
© ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
На первом курсе гуманитарного факультета КалмГУ студентами-историками
наряду с другими дисциплинами изучаются три взаимосвязанных между
собой предмета: археология, история первобытного общества, этнология,
которые способствуют формированию у студентов фундаментальных знаний
о закономерностях процесса исторического развития. Для успешного усвоения
перечисленных выше дисциплин учебным планом предусмотрены лекции,
семинарские занятия и самостоятельная работа. По таким предметам,
как «археология» и «этнология» дополнительно включены производственные
полевые практики. Таким образом, без преувеличения следует сказать, что
объем материала предложенный студентам-первокурсникам очень большой
и сложный. При подготовке к семинарским занятиям, где рассматриваются
узловые вопросы по тем или иным темам, неизбежно возникают сложности,
поэтому студентам следует использовать учебно-методические рекомендации
или обратиться к помощи преподавателя, который даст вам соответствующую
консультацию. Семинарские занятия занимают важное место в системе подготовки
студентов обучающихся в высших учебных заведениях. Они имеют своей
целью расширение и закрепление знаний студентов по наиболее важным и
сложным проблемам той или иной дисциплины с привлечением необходимого
круга источников. Семинарские занятия вырабатывают у студентов умение самостоятельно
работать над рекомендованной литературой, анализировать ее,
коллективно обсуждать вопросы, включенные в план семинара.
Настоящее пособие включает в себя общие рекомендации по подготовке к
семинарским занятиям по археологии, истории первобытного общества и этнологии,
планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке
к ним, темы самостоятельных работ и списки рекомендуемой литературы.
Цель методических рекомендаций – помочь студентам подготовиться к
семинарским занятиям по вышеназванным дисциплинам.
В ходе практических занятий необходимо стремиться к максимальной активности:
как можно чаще выступать самому, внимательно слушать все выступления
других студентов, задавать им вопросы, высказывать собственную
точку зрения, вступать в дискуссию, давать оценку взглядам оппонентов. Тем
самым формируются и развиваются такие профессиональные качества историка,
как умение применять знания на практике и передавать их другим.
3
Стр.3
РЕКОмЕНДАцИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕмИНАРСКИм
зАНЯТИЯм
Слово «семинар» («seminarium») имеет латинские корни и в переводе означает
«рассадник». Если взять только глагол «semino», который означает
«засевать», «порождать» или «распространять», то семинар можно понимать
как процесс получения знания от учителя к ученику. Семинары действительно
проводятся под руководством преподавателя, но в учебном процессе участвует
и вторая сторона – студенты, причем в самой активной форме. Поскольку
существует несколько видов семинарских занятий, то дадим краткую их характеристику.
1.
Семинар-исследование. Он проводится в следующей последовательности:
а) самостоятельная работа студента по написанию доклада или реферата;
б) выступление с докладом на занятии и коллективное его обсуждение; в) оценка
преподавателем содержательной части доклада и формы его обсуждения.
2. Семинар-дискуссия. Проводится с целью выявления мнения студентов
группы по наиболее дискуссионным темам изучаемого курса.
3. Проблемный семинар. Проводится для закрепления полученных знаний
по темам, где возникли проблемные ситуации.
4. Итоговый семинар-зачет предполагает ответы студентов на контрольные
вопросы по всем темам курса.
Таким образом, выступление студента на семинаре может быть заранее
подготовлено в виде доклада по заявленной теме, может быть сделано без подготовки
для выражения своего мнения по поводу изучаемой темы, может быть
его ответом в ходе обсуждения проблемы или быть ответом на контрольный
вопрос преподавателя.
На практических занятиях чаще всего используют традиционную форму –
семинар-исследование в виде доклада (сообщения). Для успешной подготовки
к семинару, студентам рекомендуется придерживаться определенного плана.
Мы предлагаем следующий вариант подготовки к занятиям:
– выбрать тему сообщения;
– изучить учебный и лекционный материал по заданной теме;
– прочесть рекомендуемую литературу, выписать те сведения, которых нет
в учебнике, и которые расширяют знания по данной теме;
– сопроводить изучение материалов своими замечаниями, комментариями,
формирующими собственный взгляд на проблему;
– записать все незнакомые понятия, термины и их значения в тетрадь и запоминать;
–
составить план доклада или сообщения;
– выявить ключевые слова (термины) в докладе (сообщении) и дать их
определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;
4
Стр.4
– подготовить текст доклада (сообщения);
– составить тезисы выступления;
– если есть иллюстративный материал, то сообщение уместно сопровождать
показом презентаций Power Point;
– при необходимости проконсультироваться с преподавателем;
– желательно провести пробное выступление, например, перед товарищем
по группе.
Продолжительность доклада на семинарском занятии обычно не превышает
10 минут. После выступления докладчик отвечает на вопросы сокурсников,
а затем следует резюме преподавателя.
Структурно сообщение строится по классической форме: вступление,
основная часть, заключение.
Вступление – начинается с формулировки темы, ее актуальности и степени
разработанности в трудах специалистов.
Основная часть – посвящается раскрытию темы путем изложения сведений
и доказательства. Высказываемые мысли должны быть взаимосвязанными
и логически вытекать одна из другой.
Заключение – должно быть кратким и понятным. Вначале следует напомнить
слушателям основное содержание доклада, а затем его главные выводы.
Желательно поблагодарить участников семинара за внимание и участие в обсуждении
доклада.
Распространенные ошибки – материалы доклада излагаются не системно и
как следствие выход за пределы рассматриваемой темы; потеря нити доклада
и, как правило, перескакивание с одного вопроса на другой; дробление рассматриваемой
темы на многочисленные вопросы (в докладе не должно быть
более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).
Настоящее пособие состоит из трех частей: археологии, истории первобытного
общества и этнологии. Каждая из них включает в себя общие рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям.
5
Стр.5