Рассматриваются основные направления совершенствования национального законодательства, регулирующего миграционные процессы. <...> Prudnikova:Layout 1 24.07.2014 20:57 Page 3 ВВЕДЕНИЕ Современный мир переживает одновременно несколько глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего населения планеты и требующих для своего решения усилий всего мирового сообщества. <...> Современная универсализация политических, правовых и экономических институтов по «западному типу» накладывает свой отпечаток на миграционные процессы. <...> «Потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие 1 URL://http://www.premier.gov.ru 2 Россия: национальный вопрос // Независимая газета. <...> Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тыс. человек в год. <...> Кроме того, наибольшую долю иностранных граждан, прибывших в течение 12 месяцев 2013 г. на территорию Российской Федерации, составляли лица, въехавшие в частных целях, — 56%: в качестве туристов въехали 12% иностранных граждан, 9% — в целях осуществления трудовой деятельности, 4% — в служебных целях и около 1% — с целью учебы2 . <...> В таких районах труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения этой категории работников. <...> По мере накопления и усложнения миграционных задач в деятельность миграционных служб России и государств-членов Европейского союза включаются все новые направления: борьба с нелегальной миграцией, реадмиссия, иммиграционный контроль, использование иностранной рабочей силы, решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев и т.п. <...> В сложившейся европейской системе регулирования миграционных процессов главные усилия субъектов права направлены на упорядочение национальных, многосторонних и региональных правовых отношений. <...> Сегодня все государства уделяют большое внимание совершенствованию <...>
Теоретико-методологические_и_правовые_основы_регули-рования_миграционных_процессов_(На_примере_России_и_государств_-_членов_Европейского_Союза)._Монография._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Научные_издания)..pdf
УДК 341.96:331.556.4
ББК 67.910.2
Ï85
Р е це нз е нт û:
заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор А.С. Дугенец
доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров
Ве д у щ ая о р г а н и з а ц и ÿ:
Санкт-Петербургский университет МВД России
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Прудникова, Татьяна Анатольевна.
Ï85
Теоретико-методологические и правовые основы регулирования
миграционных процессов (На примере России и
государств — членов Европейского Союза): монография /
Ò.À. Прудникова. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî,
2015. — 141 ñ. — (Ñåðèÿ «Íàó÷íûå издания для þðèñòîâ»).
ISBN 978-5-238-02620-6
Агентство CIP РГБ
В монографии раскрываются развитие миграционных процессов и
основы их административно-правового регулирования. Анализируется
опыт международно-правового регулирования миграционных процессов.
Рассматриваются основные направления совершенствования национального
законодательства, регулирующего миграционные процессы.
Для аспирантов юридических вызов, практических работников системы
правоохранительных органов, а также студентов, курсантов, слушателей
образовательных учреждений МВД России юридического профиля.
ББК 67.910.2
ISBN 978-5-238-02620-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
Стр.3
Prudnikova:Layout 1 24.07.2014 20:57 Page 140
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Концептуальные основы административно-правового
регулирования миграционных процессов: становление, развитие
и проблемы эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§ 1. История становления и развития административноправового
регулирования миграционных процессов . . . . . . . . . . .7
§ 2. Теоретико-методологические основы миграционных
процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
§ 3. Теоретические основы формирования института права
граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Глава 2. Теоретико-правовые основы исследования
административно-правового регулирования миграционных
процессов: современные концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
§ 1. Международно-правовое регулирование миграционных
процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
§ 2. Национальное законодательство как основа регулирования
миграционных процессов и пути его совершенствования . . . . . . . . .101
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
140
Стр.141