ISBN 978-5-238-01225-4 Агентство CIP РГБ Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 Введение Настоящий учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания», разработанной с учетом его требований. <...> Учебник предназначен для студентов вузов, а также для всех интересующихся вопросами современного естествознания и естественно-научной картиной мира. <...> Усвоение, пусть даже и в самом общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, позволит сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, навыки критического осмысления действительности, целостное мировоззрение, что поможет им лучше овладеть избранной профессией. <...> Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена также и тем, что в последнее время в нашей стране получили достаточно широкое распространение различные виды иррационального знания — астрология, магия, эзотерика, мистицизм, спиритизм. <...> Постепенно они вытесняют на периферию общественного сознания естественно-научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. <...> Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение методов естественно-научного познания и основанного на нем мировоззрения. <...> Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и системной самоорганизации при рассмотрении любых явлений <...>
Концепции_современного_естествознания._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 50(075.8)
ББК 20ÿ73-1
Ê65
Рецензенты:
кафедра социальной и политической философии
Московского гуманитарного университета
(зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.Э. Воскобойников);
д-р филос. наук проф. Г.И. Иконникова
и ä-ð òåõí. наук ïðîô. Â.Ñ. Торопцов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Концепции современного естествознания: учебник для стуК65
дентов вузов / под ðåä. Â.Í. Лавриненко, Â.Ï. Ратникова. —
4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
319 ñ.
—
I. Лавриненко, Владимир Николаевич, ред.
ISBN 978-5-238-01225-4
Агентство CIP РГБ
Предыдущие издания (ÞÍÈÒÈ, 1997, 1999, 2003) подтвердили актуальность
этого учебного курса и возможность достижения главной цели —
помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть современной
естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое
гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у будущих
специалистов естественно-научный способ мышления, целостное
мировоззрение.
Учебник призван способствовать более эффективному усвоению курса
и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерностей
развития природы — от микромира до Вселенной.
ББК 20ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01225-4
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1997,
1999, 2003, 2007
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
б ез письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007
Стр.3
Оглавление
Введение
Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ
КУЛЬТУРЫ
1.1. Специфика и взаимосвязь естественно-научной
и гуманитарной культур
Истоки и предмет спора двух культур
«Науки о природе» и «науки о духе»
Единство и взаимосвязь естественно-научной
и гуманитарной культур
1.2. Наука в духовной культуре общества
Особенности научного знания
Дисциплинарная организация науки
1.3. Этика науки
Этика научного сообщества
Этика науки как социального института
Вопросы для самоконтроля
Глава 2. НАУЧНЫЙ МЕТОД. СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
2.1. Методы научного познания
Общенаучные методы
2.2. Структура научного познания
2.3. Критерии и принципы научности
Принцип верификации
Принцип фальсификации
Критерии научности
2.4. Границы научного метода
Опыт
Природа человека
Инструментальная природа научного метода
Вопросы для самоконтроля
Глава 3. ЛОГИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
НАУКИ. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА
МИРА
3.1. Общие модели развития науки
Концепция развития науки Т. Куна
315
3
7
7
8
11
19
22
23
24
27
27
29
32
34
35
35
40
47
47
48
49
49
50
51
52
52
54
55
55
Стр.316
Методология научно-исследовательских программ
И. Лакатоса
3.2. Научные революции
Понятие научной революции
Аристотелевская научная революция
Ньютоновская научная революция
Эйнштейновская научная революция
3.3. Дифференциация и интеграция научного
знания
Дифференциация научного знания
Интеграция научного знания
3.4. Математизация естествознания
3.5. Принципиальные особенности современной
естественно-научной картины мира
Глобальный эволюционизм
Синергетика — теория самоорганизации
Общие контуры современной естественнонаучной
картины мира
Вопросы для самоконтроля
Глава 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МАТЕМАТИКА
4.1. Математика как наука, ее становление
и развитие. Изменение предмета математики
в процессе ее исторического развития
Математика — универсальная наука
Первый период
Второй период
Третий период
Четвертый период
4.2. Объективные предпосылки математизации
естественно-научного знания
4.3. Роль математики в развитии естественных наук
Вопросы для самоконтроля
Глава 5. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕРИИ
5.1. Макромир: концепции классического
естествознания
Концепции классической физики
5.2. Микромир: концепции современной физики
Квантово-механическая концепция описания
микромира
Волновая генетика
316
56
59
59
60
61
62
65
65
66
67
68
69
72
77
79
81
81
81
82
83
84
84
85
86
94
95
98
98
103
103
110
Стр.317
Атомистическая концепция строения материи
Элементарные частицы. Кварковая модель
атома
Физический вакуум
5.3. Мегамир: современные астрофизические
и космологические концепции
Современные космологические модели
Вселенной
Проблема происхождения и эволюции
Вселенной
Структура Вселенной
Вопросы для самоконтроля
Глава 6. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
6.1. Развитие взглядов на пространство и время
в истории науки
Представления о пространстве и времени
в доньютоновский периол
Ньютоновский период в развитии представлений
о пространстве и времени
Представления о пространстве и времени в XIX в.
6.2. Пространство и время в свете
теории относительности А. Эйнштейна
6.3. Свойства пространства и времени
Стрела времени
Биологическое пространство и время
Психологическое пространство и время
Социальное пространство и время
Вопросы для самоконтроля
Глава 7. ХИМИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОГО УРОВНЯ
ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
7.1. Предмет химической науки
7.2. Концепции познания в химии
7.3. Учение о составе вещества
Проблема производства новых материалов
7.4. Уровень структурной химии
7.5. Учение о химических процессах
7.6. Эволюционная химия
Вопросы для самоконтроля
317
116
120
124
131
131
134
138
143
145
145
145
147
150
152
159
160
162
164
166
167
170
170
172
174
176
177
178
179
183
Стр.318
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ
ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМЫ
ГЕНЕТИКИ
8.1. Предмет биологии, ее структура и этапы
развития
8.2. Сущность живого и его основные признаки
8.3. Происхождение жизни
Креационистская концепция
Эволюционистская концепция
8.4. Структурные уровни живого
8.5. Клетка как «первокирпичик» живого,
ее строение и функционирование. Механизм
управления клеткой
8.6. Ген и его свойства. Генетика и практика
8.7. Современная теория биологической эволюции
Традиционная биология
Классическая теория биологической эволюции
Синтетическая теория биологической эволюции
8.8. Биоэтика
Вопросы для самоконтроля
Глава 9. БИОСФЕРА. НООСФЕРА. ЧЕЛОВЕК
9.1. Биосфера. Учение В.И. Вернадского
о биосфере
9.2. Человек и биосфера
9.3. Система «ïðèðîäà — биосфера — ÷åëîâåê»
Влияние природы на человека. Географическая
среда
Географический детерминизм. Геополитика
Окружающая среда и ее компоненты
Влияние человека на природу. Техносфера
Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Биосфера и космос
9.4. Противоречия в системе «природа — биосфера —
человек»
Сущность и источники противоречий
Глобальные экологические проблемы
человечества
9.5. Универсальный эволюционизм
Вопросы для самоконтроля
318
185
185
187
190
191
191
195
196
198
204
205
206
208
211
217
219
219
222
223
223
225
228
229
231
233
238
238
240
242
244
Стр.319
Глава 10. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
10.1. Человек — дитя Земли
10.2. Проблема антропогенеза
10.3. Биологическое и социальное в историческом
развитии человека
10.4. Биологическое и социальное в онтогенезе
человека
10.5. Социобиология о природе человека
10.6. Социально-этические проблемы генной
инженерии человека
10.7. Бессознательное и сознательное в человеке
10.8. ×åëîâåê: индивид и личность
10.9. Экология и здоровье человека
10.10. Актуальные проблемы охраны здоровья
человека в России
Вопросы для самоконтроля
Заключение
Важнейшие термины и понятия
Именной указатель
246
246
250
257
261
267
269
273
277
281
285
294
296
300
310
319
Стр.320