Естественно-научная и гуманитарная культуры Культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. <...> Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира. <...> Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. <...> Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. <...> Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания. <...> Теоретичность знания Третьим критерием научности является теоретичность знания, определяющая цели научного познания. <...> Теоретичность знания 11 предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. <...> Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев. <...> Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука не вносит, однако претендует на те привилегии, которыми обладают ученые. <...> Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки. <...> Так, хотя понятие «кварк» было введено в физике еще в 30-е гг. <...> Особенные методы научного познания Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. <...> Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся: • на эмпирическом уровне познания (особенные <...>
Концепции_современного_естествознания._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 50(075.8)
ББК 20ÿ73
Ñ14
Рецензен т ы:
д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов;
канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыбалов;
канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Садохин, Александр Петрович.
Ñ14
студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям
и специальностям
и
ISBN 978-5-238-01314-5
Агентство CIP РГБ
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит
в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе
представлена широкая панорама концепций, освещающих различные
процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные
научные методы познания мира. Основное внимание уделено
рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное
мировоззренческое и методологическое значение.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов
и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.
ББК
20ÿ73
ISBN 978-5-238-01314-5 © À.Ï. Ñàäîõèí, 2006
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003, 2006
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том
числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства
Концепции современного естествознания: учебник для
экономики
управления
/ À.Ï. Ñàäîõèí. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 447 ñ.
Стр.3
Оглавление
От автора
Глава 1. Наука как часть культуры
1.1. Наука среди других сфер культуры
3
5
5
1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7
1.3. Критерии научного знания
1.4. Структура научного знания
1.5. Научная картина мира
Глава 2. Структура и методы научного познания 20
2.1. Уровни и формы научного познания
2.2. Методы научного познания
11
15
17
20
23
2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25
2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27
2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29
2.6. Общенаучные подходы
2.7. Системный подход
2.8. Глобальный эволюционизм
Глава 3. Основы естествознания
3.1. Предмет и структура естествознания
3.2. История естествознания
3.3. Начало науки
3.4. Глобальная научная революция конца XIX —
начала XX â.
3.5. Основные черты современного естествознания
как науки
Глава 4. Физическая картина мира
4.1. Понятие физической картины мира
4.2. Механическая картина мира
4.3. Электромагнитная картина мира
4.4. Квантово-полевая картина мира
444
32
33
38
49
49
53
54
69
71
75
75
78
81
85
4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88
4.6. Принципы современной физики
91
Стр.446
Глава 5. Современные концепции физики
5.1. Структурные уровни организации материи
5.2. Движение и физическое взаимодействие
5.3. Концепции пространства и времени
в современном естествознании
6.2. Космологические модели Вселенной
6.3. Происхождение Вселенной — концепция
Большого взрыва
6.4. Структурная самоорганизация Вселенной
96
96
106
116
Глава 6. Современные космологические концепции 126
6.1. Космология и космогония
126
128
134
138
6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144
6.6. Проблема существования и поиска внеземных
цивилизаций
Глава 7. Земля как предмет естествознания
7.1. Форма и размеры Земли
7.5. Геодинамические процессы
Глава 8. Современные концепции химии
8.1. Специфика химии как науки
8.2. Первый уровень химического знания. Учение
о составе вещества
8.3. Второй уровень химического знания. Структурная
химия
8.4. Третий уровень химического знания. Учение
о химическом процессе
8.5. Четвертый уровень химического знания.
Эволюционная химия
Глава 9. Структурные уровни жизни
9.1. Структура биологического знания
9.2. Структурные уровни организации жизни
Глава 10. Происхождение и сущность жизни
10.1. Сущность жизни
7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159
7.3. Образование Земли
7.4. Геосферы Земли
151
157
157
163
170
179
184
184
186
193
197
205
212
212
218
243
243
10.2. Основные концепции происхождения жизни 249
445
Стр.447
10.3. Современное состояние проблемы происхождения
жизни
10.4. Появление жизни на Земле
10.5. Формирование и развитие биосферы Земли
10.6. Появление царств растений и животных
257
260
267
271
Глава 11. Теория эволюции органического мира 278
11.1. Становление идеи развития в биологии
11.2. Теория эволюции ×. Дарвина
11.4. Основы генетики
11.5. Синтетическая теория эволюции
278
284
11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории.
Антидарвинизм 289
295
301
Глава 12. Человек как предмет естествознания
12.1. Концепции происхождения человека
12.2. Сходство и отличия человека и животных
12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное
в человеке
12.4. Этология о поведении человека
308
308
321
332
336
Глава 13. Феномен человека в современной науке 340
13.1. Сущность и истоки человеческого сознания
13.2. Эмоции человека
Глава 14. Человек и биосфера
14.1. Понятие и сущность биосферы
14.2. Биосфера и космос
14.3. Человек и космос
14.4. Человек и природа
14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
14.6. Охрана окружающей среды
14.7. Рациональное природопользование
14.8. Антропный принцип в современной науке
Заключение
Библиографический список
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
«Концепции современного естествознания»
Глоссарий
446
340
350
13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353
13.4. Биоэтика
365
372
372
376
378
383
393
397
401
407
413
414
415
416
Стр.448