Инновационный менеджмент Под редакцией доктора экономических наук, профессора С.Д. Ильенковой Третье издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент» Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) Москва 2015 УДК [001.895:658](100)(075.8) ББК 65.291.551(2Рос)-21я73-1+65.291.551(3)-21я73-1 И66 Рецензенты: кафедра экономики предприятий и основ предпринимательства МГУ им. <...> Рассмотрены основные понятия и организационные структуры инновационного менеджмента. <...> Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. <...> Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, — инновационные менеджеры. <...> Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерноэкономическими знаниями. <...> Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. <...> В результате существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. <...> Важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритет ных инновационных программ и проектов. <...> Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. <...> Реализация основных этапов инновационной деятельности <...>
Инновационный_менеджмент._3-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК [001.895:658](100)(075.8)
ББК 65.291.551(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.291.551(3)-21ÿ73-1
È66
Рецензенты:
кафедра экономики предприятий и основ
предпринимательства МГУ им. М.В. Ломоносова
(çàâ. кафедрой ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Í.Ï. Èâàùåíêî);
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Â.Í. Кашин
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
И66 обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям
экономики и управления (080100) / под ðåä.
Ñ.Ä. Ильенковой. — 3-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 335 ñ.
Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов,
2015.
ISBN 978-5-238-01217-9
Агентство CIP РГБ
Обобщены достижения мировой и отечественной науки и практики
управления инновационными процессами. Рассмотрены основные понятия
и организационные структуры инновационного менеджмента. Основное
внимание уделяется выбору инновационной стратегии, основам
управления инновационным проектом, рискам и их особенностям. Подробно
рассматриваются прогрессивные производственные технологии, а
также вопросы анализа спроса на научно-техническую продукцию и
оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности. Анализируются
технологические инновации в социальной сфере.
Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления,
аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, руководителей
научно-исследовательских организаций и менеджеров, занимающихся
проблемами инноваций.
ББК 65.291.551(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.291.551(3)-21ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01217-9 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1997, 2003, 2007
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том
числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007
Стр.3
1.1. Основные понятия инновационного менеджмента
1.2. Классификация инноваций
1.3. Организационные структуры инновационного менеджмента
Глава 2. ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
2.1. Принципы функционирования и инвестирования
2.2. Венчурное финансирование
2.3. Становление и развитие венчурного предпринимательства
в России
Глава 3. ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
3.1. Значение и разработка стратегии
3.2. Методы выбора инновационной стратегии
3.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
Глава 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ
ПРОЕКТОМ
4.1. Виды инновационных проектов и их особенности
4.2. Задачи и функции менеджера в управлении инновационным
проектом. Взаимодействие менеджеров и специалистов проекта
в рамках выбранной структуры проекта и предприятия
(организации в целом)
4.3. Особенности управления исследовательскими проектами
Глава 5. РИСКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
И ИХ ОСОБЕННОСТИ
5.1. Классификация рисков инновационных проектов
5.2. Этапы управления рисками
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
6.1. Персонал научных организаций
6.2. Мотивация персонала
6.3. Кадровое планирование
6.4. Выбор оптимального расписания (режима) работы
6.5. Целевые группы
!!"
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Глава 1. ИННОВАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Выводы 36
Вопросы для повторения
8
8
17
22
37
38
38
46
Выводы 60
Вопросы для повторения
52
61
62
62
72
81
Выводы 84
Вопросы для повторения
84
85
85
91
95
Выводы 104
Вопросы для повторения
104
105
105
113
5.3. Основные приемы управления рисками инновационных проектов 120
Выводы 127
Вопросы для повторения
127
128
128
129
137
143
146
Выводы 148
Вопросы для повторения
149
Стр.337
Глава 7. ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
7.1. Определение проблемы и цели инновационного проекта
7.2. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту
7.3. Бизнес-план инновационного проекта
Глава 8. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ, ОСВОЕНИЕМ
И КАЧЕСТВОМ НОВОЙ ТЕХНИКИ
150
150
156
162
7.4. Оценка эффективности инвестиций в инновационный проект 187
Выводы 194
Вопросы для повторения
8.1. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия 195
8.2. Функционально-стоимостный анализ
194
195
197
8.3. Управление процессом подготовки производства новой техники 203
8.4. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции 210
Выводы 221
Вопросы для повторения
222
Глава 9. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 223
9.1. Понятие производственной технологии
9.2. Производственные технологии как объект управления
9.3. Технологии производства материального продукта
9.4. Технологии производства энергетического продукта
9.5. Технологии производства интеллектуального продукта
9.6. Технологизация и эффективность
Глава 10. АНАЛИЗ СПРОСА НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ
ПРОДУКЦИЮ
10.1. Портфель проектов
10.2. Значение и задачи анализа спроса на инновации
10.3. Сущность спроса и способы его представления
10.4. Факторы спроса
10.5. Виды спроса на новую продукцию
10.6. Методы анализа спроса
Глава 11. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
11.1. Механизм реализации инноваций в социальной сфере
11.2. Технологические инновации в здравоохранении
11.3. Технологические инновации в образовании
Глава 12. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ
12.1. Эффективность использования инноваций
12.2. Общая экономическая эффективность инноваций
Глава 13. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.1. Характеристика результатов инновационной деятельности
13.2. Выход на рынок технологий как результат инновационной
деятельности
13.3. Эффективность затрат на инновационную деятельность
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
!!#
223
229
235
239
244
254
Выводы 261
Вопросы для повторения
261
262
262
267
269
273
278
282
Выводы 290
Вопросы для повторения
290
291
291
292
296
Выводы 301
Вопросы для повторения
301
302
302
303
Выводы 308
Вопросы для повторения
308
309
309
312
318
Выводы 328
Вопросы для повторения
329
330
332
Стр.338