Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский Север. Книга 5: Ворота в Арктику (290,00 руб.)

0   0
АвторыБулатов Владимир Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц336
ID348113
АннотацияОчередная книга авторского цикла «Русский Север» — «Ворота в Арктику» — рассказывает о том, какую роль сыграл Архангельск в освоении Арктики и Северного морского пути в XX веке. Книга адресована учителям, студентам, школьникам и широкому кругу читателей.
ISBN978-5-88086-222-4
Русский Север. Книга 5: Ворота в Арктику / В.Н. Булатов .— : [Б.и.], 2001 .— 336 с. : ил. — ISBN 978-5-88086-222-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/348113 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оформление, 2001 © Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001 И.Д.ПАПАНИН, дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал, почетный гражданин города Архангельска СЛОВО ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ ЖИТЕЛЕЙ Архангельска — праздник. <...> Отсюда начинали свой путь более трехсот экспедиций, целью которых было изучение Арктики и Северного морского пути. <...> А в 1921 году состоялась первая Карская экспедиция. <...> В том же году был создан Плавучий морской научный институт (Плавморнин). <...> Из Архангельска в 1932 году, ушел ледокольный пароход «А. <...> Ледокол «Малыгин» шел к Земле Франца-Иосифа на встречу с дирижаблем «Граф Цеппелин», на котором находились немецкие и русские ученые, они исследовали наш район Арктики. <...> Николай Иванович Хромцов —; капитан ледокола «Ленин» — в 1942 году так и умер на капитанском мостике: от длительного перенапряжения не выдержало сердце. <...> И как в те времена, когда я был начальником Главсевморпути, уходят из Архангельска в путь вдоль северного побережья страны многочисленные суда — ведь решается задача осуществления круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути. <...> Перемены эти — дело рук и первого поколения советских полярников (и в их числе всегда были бесстрашные поморы), и тех, кто продолжает, „строить первые «Ворота в Арктику» сегодня, 1 кто уходит в плавание на судах;тралового флота (а он был создан опять-таки в Архангельске в 1920 году). <...> Ее тогда прочитал легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин и написал к ней предисловие. <...> С каким восторгом и гордостью следили советские люди за дрейфом папанинской четверки, за легендарными походами ледокольных пароходов «Сибиряков», «Челюскин», «Литке»! <...> Назову только некоторых из них: дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И.Д.Папанин; министр Морского Флота СССР и уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Дальнем Востоке А.А. <...> Архангельск стал родиной первых-научных полярных учреждений Севэкспедиции <...>
Русский_Север._Книга_5_Ворота_в_Арктику.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.302
Русский_Север._Книга_5_Ворота_в_Арктику.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА КНИГА ПЯТАЯ ВОРОТА В АРКТИКУ Допущено Учебно-методическим объединением вузов ' России по педагогическому образованию Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений АРХАНГЕЛЬСК Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова Поморс1шй государственный университет 1 им М. В. Ломоносова БИБЛИОТЕКА^
Стр.1
УДК 947.084 ББК 63.3(2Р31) Б 907 Рецензенты: кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ПГУ А. А. Куратов, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения ПГУ Н. М. Теребихин Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова Булатов В. Н. Б 907 РУССКИЙ СЕВЕР. Книга пятая: Ворота в Арктику.— Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. — 303 с , илл. ISBN 5-88086-222-4(Кн. 5) ISBN 5-88086-138-4 Очередная книга авторского цикла «Русский Север» — «Ворота в Арктику» — рассказывает о том, какую роль сыграл Архангельск в освоении Арктики и Северного морского пути в X X веке. Книга адресована учителям, студентам, школьникам и широкому кругу читателей. УДК 947.084 ББК 63.3(2Р31) ISBN 5-88086-222-4(Кн. 5) ISBN 5-88086-138-4 © Булатов В.Н., 2001 © Климов Р.С. Оформление, 2001 © Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2001
Стр.2
И.Д.ПАПАНИН, дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал, почетный гражданин города Архангельска СЛОВО ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ ЖИТЕЛЕЙ Архангельска — праздник. Родному их городу четыреста лет. Четыре века назад суровые и свободолюбивые поморы заложили город в устье Северной Двины. Поморы вписали много прекрасных страниц в историю освоения Арктики. Быть может, не все эти страницы прочитаны внимательно, не все достойные имена известны нам. Но ясно: были они не только умными и храбрыми людьми, но и великими мастерами своего дела: корабелами, моряками, строителями, промысловиками. Так вырос город у Белого моря, порт, который долгое время был в России единственным выходом в Мировой океан. Родина первооткрывателей и мореходов, Архангельск имеет как бы второе имя — Ворота в Арктику. Не случайно, в старинной - поморской песне его любовно называют «корабельным.пристанищем». Сегодня Архангельск "— не только порт, не- только город мужественных исследователей и моряков, не только «первое окно в Европу». Это крупный промышленный, научный и культурный центр нашего Севера, центр художественных промыслов Поморья. Архангельск дал России и всему человечеству Михаила Васильевича Ломоносова, чей гений и сейчас продолжает удивлять ученых. Прозорливость М.В.Ломоносова поразительна. По его инициативе в 1765 году из Архангельска отправилась в Арктику первая русская экспедиция во главе
Стр.3
с капитан-командором В.Чичаговым. Задачей экспедиции было — отыскать путь на Восток через Северный Ледовитый океан. Более двух веков назад Ломоносов задумал то, что в полной мере осуществилось лишь в наше советское время. Великий ученый внес неоценимый вклад в изучение северных морей, в науку о морских льдах, в разработку стратегии и тактики ледового плавания. Последующая история исследования и освоения Арктики неразрывно связана с Архангельском. Отсюда начинали свой путь более трехсот экспедиций, целью которых было изучение Арктики и Северного морского пути. Многие отважные исследователи погибли, затерялись в ледяных просторах Севера, в темноте полярных ночей. Седов, Пахтусов, Русанов, Кучин, Брусилов... Другие отважные исследователи... Каждый из них внес свою лепту в науку о Севере. Мы должны помнить о них, ибо, по словам А.С.Пушкина, уважение к минувшему есть черта, отличающая образованность от дикости. Лишь после Октябрьской революции началось планомерное, комплексное исследование Арктики. Еще полыхала Гражданская война, когда в 1918 году В.И.Ленин подписал постановление об ассигновании миллиона рублей для изучения Северного Ледовитого океана. А в 1921 году состоялась первая Карская экспедиция. В том же году был создан Плавучий морской научный институт (Плавморнин). Так с первых лет советской власти Архангельск стал базой освоения Арктики и Северного морского пути. Кстати сказать, в этом городе был построен первый после революции корабль, и стал он научно-исследовательским. Это «Персей», прекрасное судно, оборудованное для плавания во льдах. «Персей» был спущен на воду 7 ноября 1922 года и трудился без отдыха двадцать лет, пока не погиб от фашистской бомбы. Тринадцать лет возглавлял Плавморнин Иван Илларионович Месяцев, старый член партии. «Персей», а вернее, архангельские рабочие положили начало научному изучению океана. Сегодня же наш научно-исследовательский флот —.один из лучших в мире. Из Архангельска в 1932 году, ушел ледокольный пароход
Стр.4
«А.Сибирякбв», впервые в истории совершивший сквозное плавание вдоль всего Арктического побережья, до Тихого океана. Впервые я попал в Архангельск в июле 1931 года. Ледокол «Малыгин» шел к Земле Франца-Иосифа на встречу с дирижаблем «Граф Цеппелин», на котором находились немецкие и русские ученые, они исследовали наш район Арктики. Я же был представителем Наркомпочтеля. Конечно, за полвека Архангельск неузнаваемо изменился. Но я любил и люблю и тот, старый деревянный город, и сегодняшний, новый, неузнаваемый. В следующем 1932 году я на том же «Малыгине» уходил на Землю, Франца-Иосифа, в бухту Тихую, где нашему коллективу предстояло построить большую, по тем временам, обсерваторию. Из Архангельска отправлялся я и на мыс Челюскина, где мы работали в 1934—1935 годах, а в 1937 году архангельская земля про-; вожала нашу четверку на первую в истории дрейфующую полярную станцию «Северный полюс», «СП-1». И, конечно, я никогда не забуду военного Архангельска. Сотни дней и ночей, опаленных пожарами, возникавшими от бомб, невероятное напряжение сил всех и каждого, напряжение беспрерывной и трудной работы во имя победы. У Гитлера были свои планы относительно западного сектора Советской Арктики: захватить западное Заполярье, Мурманск и Архангельск, перерезать Кировскую железную дорогу. Только теперь, на расстоянии во времени, можно по достоинству оценить мужество, стойкость, трудолюбие северян. В годы войны город словно бы сжался в кулак. Было отброшено все второстепенное, все силы шли на помощь фронту. Партийные и советские организации области, города, коммунисты порта, жители Архангельска помогали мне, уполномоченному Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере, денно и нощно. И сегодня стоят перед глазами люди, которые в кратчайшие сроки перестроили порт, проложили железнодорожные пути, не считаясь со временем, отправляли грузы для фронта. Великая самоотверженность поморов помогла получить и отправить по назначению очень
Стр.5
много тонн грузов — вооружения, боеприпасов, стратегического сырья. Северяне мужественно сражались с врагом на боевых кораблях Северного военного флота, в отрядах морской пехоты на Карельском фронте. Многие поморы ходили на транспортных судах северных конвоев — это требовало от каждого моряка редкой храбрости и находчивости. И в открытом море судам конвоев было трудно — самолеты, подлодки и просто более быстрые и маневренные суда противника постоянно преследовали их. А во льдах конвои в длинный полярный день представляли собой отличную мишень для вражеских стервятников. А капитаны Архангельска! В.И.Воронин, П.А.Пономарев, А.К.Бурке, Н.И.Хромцов, А.И.Дубинин, А.П.Мелехов, Б.И.Ерохин, А.Ф.Пинежанинов и многие, многие другие работали во имя Родины не покладая рук. Николай Иванович Хромцов —; капитан ледокола «Ленин» — в 1942 году так и умер на капитанском мостике: от длительного перенапряжения не выдержало сердце. В войну мы переправляли танки через Северную Двину — поезд шел по рельсам, проложенным на льду. Сегодня через реку переброшен ажурный мост. Он для меня — символ перемен, произошедших за четыре десятилетия. Город судостроительной, судоремонтной, лесопильной, целлюлозной; бумажной промышленности, город великолепных художественных промыслов, культурный центр Беломорья, всего западного района нашей Арктики — вот что такое Архангельск сегодня. Я не говорю о музеях и заповедниках города и области •— ничего подобного больше нет на нашей планете; Великий русский ученый, великий художник, писатель, исследователь Николай Константинович Рерих говорил: «Помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он. не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах... Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов?» Эти слова полностью относятся и к Архангельску. Я бы
Стр.6
только добавил: как прекрасен Север, так прекрасны и его' люди. И я горжусь тем, что архангелогородцы оказали мне честь, присвоив звание почетного гражданина Архангельска. Время безостановочно несет с собой перемены. Крайний Север изменился до неузнаваемости, как изменились быт и работа на дрейфующих станциях. Мы обогревались керосиновой лампой в нашей палатке, сегодня на «СП-26» — дома, газ, баня... В Арктике выросли новые города, порты, вступили в строй и возводятся мощные энергетические комплексы, крупные предприятия горнодобывающей промышленности, нефтеи газопроводы. Мощные ледоколы «Ленин», «Сибирь», «Леонид Брежнев» прокладывают трассы в Северном Ледовитом океане. Когда я через сорок лет приехал в Архангельск, то искренне обрадовался: это был и хорошо знакомый, и вместе с тем новый город. Разрозненные когда-то районы порта, не связанные друг с другом, исчезли. Сегодня морской порт — один из крупнейших в Арктике. И как в те времена, когда я был начальником Главсевморпути, уходят из Архангельска в путь вдоль северного побережья страны многочисленные суда — ведь решается задача осуществления круглогодичной навигации в западной части Северного морского пути. Четыреста лет жизни города Архангельска — это неотъемлемая'часть» истории-нашей Родины,- которой мы вправе гордиться. Я прочел книгу, которую Вы, читатель, держите в руках.Это первая в своем роде книга, подробно рассказывающая об истории города и о его значении в освоении Крайнего Севера страны, о походах арктических судов, ставших легендарными, — начиная с. «Сибирякова»... Автор постарался всесторонне осветить морскую историю города в советское время. Ретроспективные страницы только подчеркивают громадные перемены в жизни Архангельска и Арктики после революции. Перемены эти — дело рук и первого поколения советских полярников (и в их числе всегда были бесстрашные
Стр.7
поморы), и тех, кто продолжает, „строить первые «Ворота в Арктику» сегодня, 1 кто уходит в плавание на судах;тралового флота (а он был создан опять-таки в Архангельске в 1920 году). Автор приводит много не публиковавшихся ранее документов и воспоминаний, рассказывает о работе архангельских партийных и государственных организаций в дни войны и ю дни мира, о знаменитых поморах-первопроходцах и первооз»крывателях, о сегодняшних жителях города. Это придает книге особую ценность. Поморский город, богатый историческими... традициями, живет, трудится, хорошеет. Это закономерность нашего времени.
Стр.8
ОТ АВТОРА УК011ИСЬ этой книги была подготовлена пятнадцать лет назад. Ее тогда прочитал легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин и написал к ней предисловие. Однако в силу различных объективных обстоятельств книга не была опубликована. Сегодня я даже рад, что этого не случилось. С годами мы становимся опытнее и мудрее, изменяются наш кругозор и отношение к жизни, к литературному творчеству. Естественно, подготовленная мною тогда рукопись о роли Архангельска в освоении Арктики была отмечена определенной печатью своего времени. Сейчас, готовя рукопись к изданию, я, конечно, переработал ее, но не в плане конъюнктуры, а преимущественно стилистически, а также ввел новые документы и материалы, которые были мне тогда неизвестны. Правка сделана минимальная, и в этом сможет убедиться заинтересованный читатель. Как рождалась эта книга? Что способствовало выходу ее в свет? Вспоминая свои первые творческие годы, я должен заметить, что это было замечательное для меня время. В течение семи лет я работал над докторской диссертацией, которая была посвящена роли Коммунистической партии а освоении Арктики и Северного морского пути (1918—1980 гг.). Конечно, на заре демократизации нашего общества у моей работы появилось немало страстных оппонентов. Но объективности ради хочу сказать, что роль партии в истории Северного морского пути действительно велика. В советское время партийное руководство освоением Арктики воплощало государственную политику на Севере Советского Союза. Арк
Стр.9
ОГЛАВЛЕНИЕ И. Д. Папанин. Слово об Архангельске От автора . . . . Глава первая. «БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ» Гидрографическая экспедиция Одиссея «Соловья Будимировича» Первые научные Из Архангельска в Сибирь Глава вторая. «НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ» «Фактически прорывая блокаду...» Первые мили тралфлота Проект Борисова Воздушная гавань Севера Глава третья. «ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ...» На помощь «Италии» Славные походы «Г. Седова» «Проложить окончательно...» «Не сдадимся!» Первая высокоширотная Глава четвертая. ВО ИМЯ ПОБЕДЫ Конвои идут в Архангельск Ледовый богатырь • Арктические робинзоны Глава пятая. МИРНЫМИ КУРСАМИ ПОСЛЕСЛОВИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ . . . .. . 3 9 . . 19 . . 19 29 44 58 79 79 94 108 119 137 137 147 160 170 179 186 186 • . 196 208 219 . 231 237
Стр.302