В нем определены и раскрыты базовые вопросы теории и практики психологии управления, описаны и адаптированы подходы современной психологии к условиям функционирования и развития таможенной службы, обозначены концептуальные подходы и сформулированы методические рекомендации для практического решения задач таможенной деятельности, изложены методические подходы к совершенствованию управленческой деятельности руководителя таможенного органа. <...> Объектом исследования выступает управленческая деятельность во всем ее многообразии, предмет составляют социально-психологические закономерности поведения людей в процессе управления, психологические механизмы включения людей в решение производственных задач. <...> Психология управления – это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин: теории управления и социальной психологии. <...> Управленческая деятельность – набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления1 . <...> Управленческая деятельность Цель этой отрасли знания – психологическое обеспечение управленческой деятельности. <...> Одним из первых предмет психологии управления обозначил болгарский психолог Ф. <...> В данном подходе предмет психологии управления, с одной стороны, ограничен лишь особенностями людей и коллективов, входящих в систему управления, их взаимоотношениями, обменом необходимой информацией, а с другой стороны, расширен до использования понятийного аппарата и проблем социальной психологии в управленческой деятельности. <...> Эти авторы утверждают, что «в предмет психологии управления ограниченно входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности <...>
Психология_управления.pdf
УДК 159.9
ББК 88.5
К61
Рецензенты:
В.А. КОЛОБКОВА, доцент кафедры таможенного менеджмента Государственного
университета управления, канд. экон. наук;
Л.Н. БЛОХИНА, главный государственный инспектор Управления государственной
службы и кадров ФТС России, канд. психол. наук
Колобова И.Н. Психология управления: учебное пособие / И.Н. Колобова.
М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 304 с.
ISBN 978-5-9590-0798-0
В учебном пособии рассмотрен широкий спектр теоретических проблем
и практических вопросов, связанных с психологией управленческой деятельности.
Особое внимание уделено анализу возможных причин снижения эффективности
деятельности руководителя таможенного органа и способов их устранения.
Предназначено
для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное
дело» и направлению подготовки «Менеджмент». Пособие также будет полезно
аспирантам, магистрантам, преподавателям и практическим работникам, всем,
кто интересуется вопросами психологии управления.
© Колобова И.Н., 2014
© Российская таможенная академия, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................3
Глав а 1. Предмет, методология и понятийный аппарат курса
«Психология управления» ...........................................................5
1.1. Общетеоретические основы психологии управления ..............5
1.2. Объект, предмет и проблемное поле психологии
управления ....................................................................................8
Контрольные вопросы ....................................................................................12
Глав а 2. Психологические теории управления
как результат развития управленческой мысли .......................13
2.1. Истоки психологии управления ................................................13
2.2. Эволюция управленческих и психологических концепций
в ХХ веке .....................................................................................16
2.3. Становление и развитие управленческой мысли в России ....33
Контрольные вопросы ....................................................................................36
Глав а 3. Структура и психологическое содержание
управленческой деятельности ...................................................37
3.1. Сущность управленческой деятельности ................................37
3.2. Основные подходы к изучению управленческой
деятельности ...............................................................................43
3.3. Психологические факторы эффективной
управленческой деятельности ...................................................55
Контрольные вопросы ....................................................................................66
Глав а 4. Психология субъекта управленческой деятельности..............67
4.1. Перцептивные процессы в управленческой деятельности ....68
4.2. Мнемические процессы в управленческой деятельности ......77
4.3. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.
Общепсихологическое понятие мышления .............................87
300
Стр.301
4.4. Интеллект руководителя ............................................................96
4.5. Регулятивные процессы в управленческой деятельности ....105
Контрольные вопросы .................................................................................. 116
Глав а 5. Понятие управленческой компетенции и технология
построения модели компетенций руководителя
подразделения таможенного органа ....................................... 117
5.1. Понятие модели компетенций и возможности
ее использования в работе кадровых служб
таможенных органов ................................................................ 117
5.2. Разработка моделей компетенций ...........................................134
5.3. Проектирование моделей компетенций
для должностных позиций таможенных органов .................142
Контрольные вопросы ..................................................................................150
Глав а 6. Трудовой коллектив как объект
управленческой деятельности .................................................151
6.1. Соотношение понятий «группа», «коллектив»,
«команда» ..................................................................................151
6.2. Основные направления работы руководителя
подразделения таможенного органа
по формированию управленческой команды.........................154
6.3. Факторы эффективности групповой деятельности ...............157
Контрольные вопросы ..................................................................................164
Глав а 7. Управление социально-психологическими процессами
в организации ...........................................................................165
7.1. Классификация групп ..............................................................165
7.2. Основные характеристики группы .........................................169
7.3. Социально-психологические явления
и процессы в группе .................................................................172
Контрольные вопросы ..................................................................................178
301
Стр.302
Глав а 8. Управленческое взаимодействие ............................................179
8.1. Характеристика делового взаимодействия...............................179
8.2. Личность в процессе взаимодействия ....................................184
8.3. Убеждающее управленческое воздействие
в деятельности руководителя подразделения
таможенного органа .................................................................194
Контрольные вопросы ..................................................................................202
Глав а 9. Взаимодействие руководителя с подчиненными
при реализации управленческих функций
в различных организационных структурах ...........................203
9.1. Психологические особенности деятельности
руководителя в линейных, функциональных,
дивизиональных, штабных и матричных структурах ...........203
9.2. Психологические особенности реализации функции
планирования ............................................................................216
9.3. Психологические особенности реализации функции
организации ..............................................................................220
9.4. Психологические особенности реализации функции
контроля ....................................................................................228
9.5. Психологические особенности реализации
функции мотивации .................................................................235
Контрольные вопросы ..................................................................................238
Глав а 10. Психологические особенности процессов
принятия управленческих решений .......................................239
10.1. Управленческие задачи, их специфика.
Виды управленческих решений ..............................................239
10.2. Модель рациональных решений
и принцип ограниченной рациональности ............................243
10.3. Особенности стратегии и тактики принятия
управленческих решений ........................................................250
Контрольные вопросы ..................................................................................253
302
Стр.303
Глав а 11. Формирование личностной и профессиональной
устойчивости к стресс-факторам управленческой
деятельности .............................................................................254
11.1. Понятие и критерии экстремальных ситуаций
в профессиональной деятельности .........................................254
11.2. Влияние психической напряженности
на таможенную деятельность .................................................257
11.3. Подходы к формированию психологической
устойчивости в профессиональной деятельности ................266
Контрольные вопросы ..................................................................................280
Глав а 12. Коммуникативная компетентность руководителя .................281
12.1. Коммуникативные явления и процессы
в управленческой деятельности ..............................................281
12.2. Роль и особенности рефлексивных процессов
в управленческой деятельности ..............................................288
Контрольные вопросы ..................................................................................293
Заключение ....................................................................................................294
Список рекомендуемой литературы ............................................................296
303
Стр.304