КУЛЬТУРА Виктор БЫЧКОВ Возвышенным земное укрепляя {Религиозно-эстетические феномены в России "смутного времени") Сегодня, когда в России на руинах тоталитарного государства, в течение трех четвертей века беспощадно душившего отечественную культуру и всяческое проявление духовности, появились слабые ростки демократии, свободы, культуры, духовности, независимых наук и искусств, среди них с большой скоростью и в большом количестве стал произрастать и мощный частокол псевдокультурных сорняков. <...> Здесь я имею в виду духовный опыт "смутного времени" первой трети XVII века, когда русская культура укрылась от мощной волны западной экспансии за щитом возросшей отечественной духовности. <...> Сложные социальные и политические коллизии, в которые вылился начавшийся еще в предыдущем столетии кризис Средневековья, драматический первый зтап активного проникновения западноевропейской цивилизации на Русь, феномен "самозванчества" Хворостннин, как и большинство писателей смутного времени, осмысливает еще в чисто средневековых категориях - как божественную кару за оскудение на Руси человеколюбия, нравственных и духовных устоев, за беззакония и грехи, наполнившие землю русскую, за возросшую вражду ее людей друг к другу (ср. <...> Беды и неурядицы века, усиление католической и протестантской экспансии возбуждают в народном сознании новую волну православного благочестия, рост религиозных настроений, которые теснейшим образом переплетаются с национально-патриотическими чувствами. <...> Интенсивное движение, наблюдавшееся в эстетическом сознании во второй половине XVI в., теперь заметно ослабевает. <...> Эстетическое сознание, как и в тяжелейшие годы татаро-монгольского нашествия, уходит глубже в недра культуры и оттуда продолжает питать дух народа высокими идеалами вечных духовных ценностей. <...> Эстремальные ситуации социального бытия ориентируют эстетическое сознание на поиск опорных точек мятущемуся духу в глубинах <...>