Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе (220,00 руб.)

1   0
Первый авторРомашина Екатерина Юрьевна
АвторыПодрезов Константин Андреевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц159
ID338188
АннотацияУчебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью», а также работающим с ними преподавателям. Пособие может быть использовано как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов-бакалавров. В пособие включены: общие методические указания, краткое содержание лекционного курса, задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, список рекомендованной литературы и электронных образовательных ресурсов.
ISBN978-5879-54-886-0
Ромашина, Е.Ю. Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе / К. А. Подрезов; Е.Ю. Ромашина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 159 с. — ISBN 978-5879-54-886-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/338188 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По итогам изучения курса вы будете знать: основы общей методологии научного исследования; основные понятия и принципы эмпирического исследования в социальной и гуманитарной сфере; базовые теоретические и эмпирические исследовательские методы; границы применения различных исследовательских методик в молодежной среде; технологию обработки, анализа и представления результатов исследования; уметь: разрабатывать программу эмпирического исследования; использовать на практике методы сбора первичной социальной информации; обрабатывать, анализировать и представлять в разных формах результаты исследования; владеть: методикой организации и проведения исследования проблем молодежи методами научного наблюдения, опроса, социального эксперимента, очной и заочной экспертных оценок, анализа документов, социометрии; методикой обработки и презентации эмпирических данных. <...> Это дисциплина носит как теоретический, так и практикоориентированный характер, предполагает выполнение на ее базе курсовой работы с описанием проведенного локального научного исследования. <...> При изучении курса вы научитесь:  анализировать ситуацию, вычленяя в ней исследовательскую проблему; 6  моделировать и проектировать исследовательскую деятельность на основе профессиональной рефлексии;  отбирать исследовательские методы, приемы для решения поставленной исследовательской задачи. <...> В процессе лекций вы будете знакомиться с основными идеями, понятиями, методологическими концепциями, теориями и подходами. <...> 9 Все предлагаемые задания связывают вашу учебную и исследовательскую деятельность, направлены в конечном итоге на помощь в организации вашей эффективной работы над курсовой работой. <...> В структуре пособия выделяются следующие части: 1) программа курса, учебно-тематический план; 2) краткий курс лекций; 3) содержательные модули, каждый из которых включает в себя методические рекомендации по подготовке к семинарским <...>
Методы_комплексного_исследования_и_оценки_положения_молодежи_в_обществе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Методы_комплексного_исследования_и_оценки_положения_молодежи_в_обществе.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Е. Ю. Ромашина К. А. Подрезов МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2014
Стр.1
ББК 66.3(2Рос), 41я73 Р58 Рецензенты: доктор политических наук, профессор Е. В. Бродовская (Институт политики, права и социального развития МГГУ им. М. А. Шолохова); доктор политических наук, профессор И. А. Батанина (Тульский государственный университет) Ромашина, Е. Ю. Р58 Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе: Учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Ромашина, К. А. Подрезов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 176 с. ISBN 978-5-87954-886-0 Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью», а также работающим с ними преподавателям. Пособие может быть использовано как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов-бакалавров. В пособие включены: общие методические указания, краткое содержание лекционного курса, задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, список рекомендованной литературы и электронных образовательных ресурсов. ББК 66.3(2Рос), 41я73 ISBN 978-5-87954-886-0 © Е. Ю. Ромашина, К. А. Подрезов, 2014 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка................................ ................................ ............................. 4 Программа курса ................................ ................................ ................................ ........11 Учебно-тематический план................................ ................................ ....................... 19 Краткий курс лекций................................ ................................ ................................ .20 Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности ................................ ................................ ................................ ................. 20 Модуль 2. Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере ................................ ................................ ................................ .............................. 36 Модуль 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования................................ ................................ ................................ ................. 82 Модуль 4. Оформление и представление результатов научного исследования ................................ ................................ ................................ 92 Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Задания для самостоятельной работы................... 103 Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности ................................ ................................ ................................ ................. 103 Модуль 2. Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере ................................ ................................ ................................ ..117 Модуль 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования................................ ................................ ................................ ................. 136 Модуль 4. Оформление и представление результатов научного исследования ................................ ................................ ................................ 139 Литература................................ ................................ ................................ ................... 147 Вопросы для подготовки к экзамену................................ ................................ .......151 Краткий словарь основных понятий................................ ................................ ......154 Приложения................................ ................................ ................................ ................. 160 3
Стр.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Уважаемые студенты! Курс «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» относится к блоку специальных дисциплин и призван способствовать формированию общей исследовательской культуры будущего специалиста по работе с молодежью, что является непременным условием вашей профессиональной подготовки. Программа курса ориентирована на студентов-бакалавров высшей профессиональной школы дневной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью». В соответствии с ФГОС ВПО бакалавров по направлению подготовки 39.03.03.62 «Организация работы с молодежью» обучают к различным видам профессиональной деятельности, важнейшее место среди которых занимают научно-исследовательская и информационно-аналитическая. Объектами исследования могут являться: социокультурные процессы в молодежной среде; свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества; способы и формы воздействия на молодежь; различные аспекты ее развития. В процессе исследовательской деятельности вам придется решать следующие задачи: – сбор, классификация и систематизация научной информации по молодежной проблематике, в том числе с применением статистических и социологических методов; – участие в подготовке и проведении эмпирических исследований по молодежной проблематике; – подготовка информационных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по исследуемой проблеме в рамках молодежной тематики; – участие в работе семинаров, тренингов, научно-практических конференций; – участие в социальных проектах по внедрению результатов научных исследований для реализации молодежных программ. Для эффективного решения данных задач необходимо овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:  понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность;  готовность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; 4
Стр.4
 способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации;  навыки в составлении информационных обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике;  способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;  способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике;  способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях;  владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ. Именно формирование данных компетенций должно стать результатом освоения вами данного курса. Содержание программы нацелено на освоение методологии организации и проведения комплексных исследований в области анализа и оценки положения молодежи в обществе. Знакомство с основными методами проведения исследований в социальной и гуманитарной сфере и границами их применения в молодежной среде ориентирует на понимание основных комплексных показателей оценки положения молодежи в обществе, а также методики анализа и представления данных осуществленных исследований. По итогам изучения курса вы будете знать: основы общей методологии научного исследования; основные понятия и принципы эмпирического исследования в социальной и гуманитарной сфере; базовые теоретические и эмпирические исследовательские методы; границы применения различных исследовательских методик в молодежной среде; технологию обработки, анализа и представления результатов исследования; уметь: разрабатывать программу эмпирического исследования; использовать на практике методы сбора первичной социальной информации; обрабатывать, анализировать и представлять в разных формах результаты исследования; владеть: методикой организации и проведения исследования проблем молодежи методами научного наблюдения, опроса, социального эксперимента, очной и заочной экспертных оценок, анализа документов, социометрии; методикой обработки и презентации эмпирических данных. 5
Стр.5
Ведущими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения данной дисциплины являются личностно-деятельностный, культурологический, антропологический и компетентностный. Первый позволяет вычленить в качестве цели подготовки становление личности выпускника, второй – рассматривать ее в контексте современной социокультурной ситуации, третий – определить человекознание как основу вашей будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход предполагает выработку у будущего бакалавра таких интегративных личностных характеристик, которые позволят вам успешно решать как профессиональные проблемы, так и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностных ориентаций и склонностей. Иными словами, компетентностный подход предполагает научить вас эффективному выполнению ваших функциональных задач. Это дисциплина носит как теоретический, так и практикоориентированный характер, предполагает выполнение на ее базе курсовой работы с описанием проведенного локального научного исследования. В содержании курса широко используются межпредметные связи с психологией, философией и социологией. Важно формирование у вас методологической культуры исследователя, будущего специалиста по работе с молодежью. Иными словами, вы должны научиться: выявлять, описывать и объяснять социальные факты, явления и процессы с позиции определенной методологической концепции; самостоятельно пополнять свои знания в области методологии; начать формировать навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии. Структура курса включает в себя:  блок теоретических знаний (понятия, классификации, принципы, подходы, факты);  общеинтеллектуальные и общепедагогические умения, навыки, приемы, модели профессионального поведения;  репродуктивные и проблемно-поисковые способы учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности;  аксиологический аспект, направленный на становление профессиональных и личностных ценностных ориентаций, этических установок, идеалов, убеждений. При изучении курса вы научитесь:  анализировать ситуацию, вычленяя в ней исследовательскую проблему; 6
Стр.6
 моделировать и проектировать исследовательскую деятельность на основе профессиональной рефлексии;  отбирать исследовательские методы, приемы для решения поставленной исследовательской задачи. Содержание курса построено по модульному принципу. Курс включает в себя следующие модули: 1. Общие основы методологии научного исследования. 2. Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере. 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. 4. Оформление и представление результатов научного исследования. Усвоение всех компонентов каждого из модулей является обязательным для каждого студента. Уровень усвоения проверяется преподавателем средствами текущего (устный опрос, письменные тестовые и другие задания на семинарских и лабораторно-практических занятиях), промежуточного (срезовые контрольные работы, отчеты студентов о выполнении заданий для самостоятельной работы) и итогового контроля (экзамен). Только студент, усвоивший все модули курса, может быть аттестован по итогам его изучения. Каждый из модулей курса предусматривает различные формы организации учебной познавательной деятельности студентов: лекции (в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические занятия; систему внеаудиторной работы. Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение. В процессе лекций вы будете знакомиться с основными идеями, понятиями, методологическими концепциями, теориями и подходами. Лекции – это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация об актуальных исследовательских проблемах современной науки. Такая лекция будет иметь преимущественно проблемный характер, содержать элементы беседы в соответствии с уже имеющейся у вас базовой подготовкой. Ваша задача во время лекций – размышление, фиксация основных идей, важнейших характеристик понятий, теорий и их авторов, наиболее значимых фактов и др. Таким образом, в процессе лекции будут реализованы все элементы содержания дисциплины: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный. На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и применения эмпирических методов в решении задач педагогического исследования. Эта общая цель реа7
Стр.7
лизуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты: а) тема и цель данного семинара; б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа курса», а также целевой установкой конкретного семинара; в) литература для чтения и реферирования; г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления методологических и технологических проблем исследования в сфере образования; поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи; д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться как индивидуально, так и при работе в микрогруппе. Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических задач, возникающих в ходе научного исследования, т. е. формирование элементарных исследовательских умений и навыков. Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с практикой собственной исследовательской работы. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов. Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалогичной формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции, практикум, тренинг – вот основные формы проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными методологическими понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные методологические идеи и теории; опираться на теорию при описании и анализе фактов и явлений; 3) проектировать и моделировать самостоятельное исследование в социальной и гуманитарной сфере. Таким образом, на семинарских и практических занятиях фор8
Стр.8
мируется методологическая культура исследователя, професиональная направленность мышления, развиваются и закрепляются мотивы учения и важнейшие исследовательские умения и навыки, закладываются основы профессиональной рефлексии. Именно на семинарских занятиях в основном реализуется иерархия целей обучения: 1-й уровень – знание – узнавание, запоминание и воспроизведение информации; 2-й – понимание проявляется в умении описывать, интерпретировать ситуацию или совокупность факторов, обнаружить их связи, зависимости и т. д.; 3-й – применение обнаруживается в умении проанализировать ситуацию, основываясь на профессиональном понятийном аппарате; 4-й – анализ проявляется в умении самостоятельно вычленить исследовательскую задачу; 5-й – синтез рассматривается, как умение обобщить информацию, получаемую из разных источников и на этой основе самостоятельно спроектировать программу и процедуру решения исследовательской задачи; 6-й – оценка – творческое овладение профессиональными знаниями и рефлексией, показывающими вашу способность определить ценность и практическую значимость идей, теорий, концепций для решения исследовательских задач. В ходе практических занятий осуществляется моделирование собственного будущего научного исследования в рамках выполняемой курсовой работы. Особую роль на занятиях играет использование различных видов работы с научными текстами, анализируя которые, вы получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему в системе, оценивать достоинства и недостатки предложенной исследовательской модели. Цель вашей самостоятельной работы по курсу – расширение информированности по основной проблематике курса; формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам. Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы, которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности. 9
Стр.9
Все предлагаемые задания связывают вашу учебную и исследовательскую деятельность, направлены в конечном итоге на помощь в организации вашей эффективной работы над курсовой работой. Настоящий курс предполагает использование таких учебных форм, которые связывают в одно целое образовательный процесс (собственно учебную деятельность) и исследовательскую работу, в которой и происходит становление вашей личностной позиции как будущего специалиста по работе с молодежью. Вы примите участие в игровых и имитационных методах обучения, которые предполагают формирование профессиональных умений и навыков и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди таких методов ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, конференции, поисковые лабораторные работы, проектные задания, самостоятельная работа с разнообразной информацией. Работа в рамках данного курса будет непосредственно связывать вас с исследовательской деятельностью выпускающей кафедры, позволит вам принимать активное участие во всех научных и научнометодических мероприятиях университета. По итогам изучения курса проводится экзамен как в традиционной форме, так и в форме защиты индивидуальных проектов исследовательской работы (по выбору преподавателя форма аттестации может быть комбинированной: включать и теоретический вопрос, и практическое задание). В структуре пособия выделяются следующие части: 1) программа курса, учебно-тематический план; 2) краткий курс лекций; 3) содержательные модули, каждый из которых включает в себя методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям, систему заданий для самостоятельной работы; 4) комплекс приложений, призванных помочь вам при подготовке к экзамену и при написании курсовой работы. Успехов! 10
Стр.10
ПРОГРАММА КУРСА Модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ. ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ Понятие о научном исследовании в гуманитарной и социальной сферах. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки. Виды исследований. Виды исследовательских стратегий. Функции научных исследований в гуманитарной и социальной сферах. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни методологии. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция. Основные методологические принципы исследования. Современные философские концепции как методологическая основа исследовательской работы. Особенности научного исследования в сфере молодежной политики. Сущность и понятие социального факта. Роль исследовательской работы в профессиональной деятельности специалиста в области организации работы с молодежью. Основные понятия: наука, научный факт, закономерность, теория; научное исследование; методология; методологический подход в научном исследовании. Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Основные методологические характеристики научного исследования: проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, хроно11
Стр.11
логические и географические рамки, защищаемые положения, новизна результатов, практическая значимость. Концепция исследования. Понятийный аппарат. Общая логика и структура научных исследований в гуманитарной и социальной сферах. Логика построения научной работы. Основные понятия: методологические характеристики исследования; актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Тема 3. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Особенности научного исследования в сфере молодежной политики. Сущность и понятие социального факта. Генеральная совокупность и выборочная совокупность: понятие, сущность. Типы и методы определения выборочной совокупности. Методы построения вероятностной (случайной) выборки: простой случайный отбор; систематический отбор; районированная и стратифицированная выборки; гнездовая выборка. Методы отбора невероятностной (неслучайной) выборки: квотная выборка. Многоступенчатая выборка. Идеальные и реальные совокупности. Расчет объема выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность. Общее представление о программе исследования: понятие сущность, структура. Теоретико-методологический раздел программы исследования: формулировка и обоснование проблемы исследования; постановка целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; интерпретация и операционализация основных понятий; выдвижение и проверка гипотез эмпирического исследования. Методический раздел программы: характеристика выборки социологического исследования; обоснование методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных; характеристика инструментария социологического исследования. Организационный раздел программы: характеристика рабочего плана исследования. Основные понятия: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, программа исследования, научная проблема, гипотеза эмпирического исследования. 12
Стр.12
Модуль 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Тема 4. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА. ВИДЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Общее понятие о методах исследования в гуманитарной и социальной сфере. Классификация методов исследования. Теоретические методы исследования. Виды теоретического анализа. Анализ литературы и источников. Моделирование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы, экспертная оценка, изучение документации, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта и т. д. Социологические методы исследования в сфере молодежной политики. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе. Виды эксперимента. Основные понятия: метод исследования, классификация методов исследования. Тема 5. НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ Сущность наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Отличительные черты научного наблюдения. Особенности наблюдения в социологии. Применение наблюдения в конкретном исследовании молодежных проблем. Виды наблюдения: структурализованное и неструктурализованное наблюдение, включенное и невключенное наблюдение, систематическое и случайное наблюдение, полевое и лабораторное наблюдение. Планирование наблюдения. Программа наблюдения: определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта; определение целей, задач и структуры деятельности изучаемой совокупности; определение предмета наблюдения; выбор признаков и единиц наблюдения. Определение понятий и разработка категорий. Фиксация результатов наблюдения. Основные принципы составления дневника наблюдения. 13
Стр.13
Роль и качество наблюдателя: требования к наблюдателю, подготовка наблюдателя, разработка инструкции. Границы применения наблюдения в молодежной среде. Основные понятия: научное наблюдение, программа наблюдения. Тема 6. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ Виды и типы опросов. Анкетный опрос: понятие и виды анкетных опросов. Познавательные возможности анкетного опроса. Достоинства и недостатки анкетирования. Композиция анкеты. Правила и процедура разработки анкеты. Познавательные возможности анкетного вопроса. Функции анкетного вопроса. Виды анкетных вопросов. Правила формулировки вопросов. Основные ошибки, допускаемые в формулировке вопросов. Процедура анализа качества анкеты и контроль поля. Границы применения анкетирования в молодежной среде. Методология и технология интервью. Достоинства и недостатки интервью. Виды и типы интервью: формализованное интервью, фокусированное интервью, свободное интервью. Отбор, подготовка и инструктаж интервьюеров. Требования, предъявляемые к интервьюерам. Границы применения интервью в молодежной среде. Тестирование: понятие, сущностные характеристики. Виды тестовых заданий. Границы применения. Процедура обработки результатов опросов. Основные понятия: анкетирование, интервьюирование, тестирование. Тема 7. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ КАК МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ Понятие документа. Формы документов. Классификация и модальность документов. Анализ документов как метод исследования: понятие, сущность. Виды анализа документов: качественный анализ, количественный анализ. Требования, предъявляемые к процедуре отбора документов для контент-анализа. Методология и методика проведения контент-анализа. Определение единиц и категорий анализа документов. Основные ошибки, допускаемые при проведении контент-анализа. Границы применения контент-анализа. 14
Стр.14
Основные понятия: документ, контент-анализ, единицы анализа документов, категории анализа документов. Тема 8. АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ МЕТОДАМИ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ Основное предназначение экспертного опроса. Методология экспертного опроса: область применения экспертного опроса, основные нормативные требования, программа применения экспертного опроса, основной инструментарий экспертного опроса. Виды экспертного опроса. Брейнстоминг: понятие и история возникновения. Требования, предъявляемые к подготовке брейнстоминга. Правила формирования групп для проведения брейнстоминга. Технология проведения брейнстоминга. Типичные ошибки, допускаемые при проведении брейнстоминга. Метод Дельфи: понятие, сущность, история возникновения. Технология проведения экспертной оценки методом Дельфи. Правила отбора экспертов в дельфийской технике. Факторы валидности экспертных оценок. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса. Основные понятия: экспертный опрос, брейнстоминг, метод Дельфи. Тема 9. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Социометрический метод: понятие, сущность, история возникновения, границы применения. Социометрический критерий: понятие и виды. Правила формулировки социометрических критериев. Социометрический опрос: требования к проведению и процедура осуществления. Способы оформления социометрической карточки. Обработка и анализ результатов социометрического опроса. Порядок и процедура составления социоматрицы. Графический метод обработки данных социометрического опроса. Виды социограмм: произвольные, круговые, концентрические, локограммы. Социометрические индексы. Основные понятия: социометрический метод, социометрический критерий, социоматрица, социограмма. 15
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ