ISBN 978-5-9620-0187-6 В книге содержатся ответы на практические вопросы этики и этикета в процессе деловой коммуникации. <...> ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА 46 2.1 Речевой этикет в деловом общении. <...> ЭТИКА И ЭТИКЕТ В УСТНЫХ ВИДАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. <...> ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ВИДАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ . <...> ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . <...> Деловая этика – это нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой (материальнопроизводственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.) <...> При подготовке данной работы использовались работы следующих специалистов в области деловой этики и делового этикета: А.В. Непогода, Б.В. Макаров, В.А. Кондрашов, В.К. Борисов, В.Н. Лавриненко, В.П. Шейнов, В.Р. Веснин, В.С. Кукушин, Г.В. Бороздина, Е.А. Чичина, Е.В. Баженова, Е.В. Ксенчук, Е.М. Панина, Е.Н. Каменская, Ж. <...> ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ 1.1 Этика как учение о морали. <...> Структура и функции морали Этика как учение о морали Cлова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляются как синонимы, и этому способствует перевод слов «этос» и «моралис» с греческого и латинского как «обычай», «уклад», «порядок», «нрав». <...> Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как самосознающий моральный опыт, то есть как теоретическую рефлексию морального сознания о самом себе. <...> Предмет и специфика деловой этики Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. <...> Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выража11 Деловая этика ются основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. <...> В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. <...> Предмет и специфика деловой <...>
Деловая_этика.pdf
УДК 174
ББК 87.75
Д 29
Рецензенты:
Б.А. Родионов – д-р филос. наук, профессор ГОУ ВПО УдГУ;
Г.М. Тихонов – д-р филос. наук, профессор ГОУ ВПО ИжГТУ
Деловая этика / авт.-сост. В.К. Трофимов. – Ижевск :
Д 29
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.
ISBN 978-5-9620-0187-6
В книге содержатся ответы на практические вопросы
этики и этикета в процессе деловой коммуникации.
Издание предназначено для руководителей и специалистов,
желающих углубить свои знания в области деловой
этики и этикета, а также для студентов, аспирантов и преподавателей.
УДК
174
ББК 87.75
ISBN 978-5-9620-0187-6
© Трофимов В.К., составление, 2012
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ. . . . . . . . .9
1.1 Этика как учение о морали. Структура и функции морали. . . .9
1.2 Этические проблемы деловой жизни.
Деловая этика как научная дисциплина.
Соотношение универсальной и деловой этики . . . . . . . . . . . . . . . .19
1.3 Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика).
Социальные функции и принципы деловой этики. . . . . . . . . . . . .32
1.4 Соотношение этики и этикета.
Понятие делового этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА 46
2.1 Речевой этикет в деловом общении.
Правила этикета для говорящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2.2 Публичное выступление.
Выразительные средства публичной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
2.3 Слушание как элемент речевой культуры.
Правила этикета для слушающего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
2.4 Невербальная коммуникация. Виды невербального языка:
такесика, проксемика, визуальный контакт,
жестика, мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
ГЛАВА 3. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ОБЩЕНИИ
С КОЛЛЕГАМИ ПО РАБОТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
3.1 Правила этикета при собеседовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
3.2 Нормы современного делового этикета
в общении с коллегами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
3.3 Этикет взаимоотношений руководителя
и подчиненного. Служебный этикет руководителя. . . . . . . . . . . 118
3.4 Этика служебных взаимоотношений
мужчины и женщины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
3
Стр.3
Содержание
Деловая этика
ГЛАВА 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В УСТНЫХ ВИДАХ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
4.1 Сущность и виды деловой беседы.
Подготовка и этапы протекания беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
4.2 Основные правила и тактика ведения переговоров . . . . . . . .152
4.3 Технология проведения делового совещания . . . . . . . . . . . . .163
4.4 Этикет телефонного делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
ГЛАВА 5. ЭТИКА И ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕННЫХ
И ЭЛЕКТРОННЫХ ВИДАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ . . . . . . . . . . .187
5.1 Деловое письмо: требования этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
5.2 Резюме, его структура и правила составления . . . . . . . . . . . .202
5.3 Визитные карточки, их оформление
и использование в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
5.4. Этические аспекты
использования компьютерных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
ГЛАВА 6. ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
6.1. Понятие, типология и структура конфликта. . . . . . . . . . . . . .226
6.2 Предпосылки возникновения конфликта.
Объективные и субъективные причины конфликта. . . . . . . . . . .232
6.3 Стратегии разрешения конфликтных
ситуаций: приспособление, компромисс,
сотрудничество, уклонение, конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
6.4. Правила поведения в условиях конфликта.
Профилактика деловых конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
ГЛАВА 7. ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
7.1 Имидж и его составные элементы.
Технологии формирования имиджа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
7.2 Хорошее отношение к людям как главный фактор
формирования имиджа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
7.3 Роль уверенности в себе и манер поведения
в формировании имиджа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
4
Стр.4
Содержание
7.4 Значение одежды в процессе формирования
делового имиджа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
7.5 Имидж организации и способы его формирования . . . . . . . .297
ГЛАВА 8. ЭТИКЕТ НА ПРИЕМЕ, БАНКЕТЕ, В ГОСТЯХ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДЕЛОВОМ ЭТИКЕТЕ. . . . . .305
8.1 Виды приемов в деловом общении
и подготовка к их проведению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
8.2 Правила поведения за столом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
8.3 Этикет в гостях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321
8.4 Национально-культурные особенности
делового этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .325
8.5 Особенности делового поведения россиян . . . . . . . . . . . . . . .339
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .347
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
5
Стр.5