Народное и бессознательное в концепции творчества М. Волошина <...> : роль… 107 НАРОДНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА М. ВОЛОШИНА <...> Во многих его критических статьях и лирике используются «органические» метафоры, поэтому изучение данного аспекта способствует раскрытию интенций автора. <...> Отмечаются также точки пересечения понятия «народность» у Волошина и Вяч. <...> Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия канона, чьи корни Волошин видит в народном творчестве, и индивидуальной творческой мысли. <...> При этом значительную роль играют и слова растительной семантики. <...> Творческому замыслу как продукту разума писателя, его сознательной деятельности, в теории символизма противопоставляется неосознанный творческий импульс, идущий из глубин подсознания. <...> Мережковский здесь воспроизводит романтическую формулу “природности” поэзии и ее архаически-бессознательного происхождения» [3: 22]. <...> К вопросу о бессознательном обращается и М. Волошин <...> , трактуя его как источник творческих импульсов, при этом слова растительной семантики превалируют в статьях, посвященных этой проблеме. <...> Почва, земля связывают творчество и бессознательное даже на уровне избираемой критиком лексики. <...> В статье «Скелет живописи» (1904) Волошин рассуждает о зрительском восприятии картин: «Сущность художественного наслаждения заключается в том, что зритель, находя неизвестные, но привычные ему корни видимостей, сам одевает их обычными цветами иллюзий и этим приобщается к творчеству» [1, т. <...> «Корни видимостей» – корни бессознательного – метафора, отражающая глубинную, но скрытую связь вещей, очень близкая Волошину, понимающему творчество как живой организм. <...> Точкой соприкосновения может служить понятие плодородности, характерное как для природы, земли, так и для творчества. <...> Якунчиковой», 1905), критик отмечает: «Ей близки и творческие силы хлебородной земли» [1, т. <...> Сопоставление сил творчества и пробуждения природы создает эпитет «весенний <...>