45 КЛАСТЕР КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЕДИНУЮ АКСИОЛОГИЧСКУЮ СИСТЕМУ С.В. <...> Николаенко Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь В статье рассматривается понятие кластера. <...> Описываются основные направления исследования кластера в естественнонаучных областях знания, особенности и перспективы его применения в гуманитарной научной парадигме, в первую очередь в методике преподавания русского языка. <...> Введено понятие кластера как способа организации учебного процесса, в котором комплексно решается вопрос систематизации языкового предметного материала, апперципированного социокультурным содержанием. <...> Предложена структурная модель кластера и его типология. <...> Ключевые слова: кластер, социальная культура, духовная культура, материальная культура, ценностные ориентиры, социокультурное развитие. <...> Понятие кластер не является новым в научной парадигме, оно активно используется в экономике, математике, истории, педагогике и ряде других наук. <...> Изначально кластер являлся только понятийной категорией естественнонаучной парадигмы и использовался в теории сложных вычислений и принятия статистических решений (метод кластер-анализа). <...> Так, в современной теории физики под кластером понимается структурная фрактальная единица, представляющая собой образование, полученное в результате «слипания» движущихся объектов между собой [7: 4]. <...> Сферы применения кластерного метода (медицина, биология, археология, палеонтология и др.) подробно изложены в работе Дж. <...> Хартигана «К-средства кластерного алгоритма» («A K-Means Clustering Algorithm») [9: 100–108] и труде Б. <...> Термин кластерный анализ был впервые введен в 1939 г. Р. <...> Трионом (в работе «Кластерный анализ» [10]) для проверки статистической значимости. <...> Данный метод включает набор различных алгоритмов классификации исследуемых объектов с целью их организации в виде наглядной структуры. <...> Методологической разработкой <...>