Анализ художественного текста ЛИЧНОСТЬ АДРЕСАТА В «ПИСЬМАХ ЦАРЮ» Л.Н. ТОЛСТОГО Е.В. <...> Суровцева Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, филологический факультет В статье предпринимается попытка анализа образа адресата в письмах Л.Н. Толстого, принадлежащих особому эпистолярному жанру – жанру «письма царю». <...> Толстой обращался к царям (к Александру II, Александру III, Николаю II) то с официальными записками, то с собственно письмами. <...> Личность адресата писем Толстого предстаёт разнообразной и неоднозначной – это и подозреваемый (Александр II), и простой человек и христианин (Александр III), и сотоварищ, христианин и брат (Николай II). <...> Ключевые слова: эпистолярная литература, «письмо властителю», «письмо царю», русская литература, цензура, литература и власть, Л.Н. Толстой, адресат. <...> Письма представителей русской интеллигенции и, в частности, русских писателей царям и вождям являются интереснейшими и важными документами эпохи, в которых «отразился век» и с иной стороны предстаёт личность писателя. <...> Это то, каким предстаёт адресат, личность не менее реальная, чем автор письма, однако отмеченная в эпистолярном контексте субъективным авторским отношением. <...> При анализе эпистолярного материала мы выделили в группе адресатов тех, чей образ принципиально индивидуализирован (автор письма апеллирует не только к лицу, наделённому властными полномочиями, но и собственно к человеку), и тех, у кого он исчерпывается служебной функцией. <...> Степень индивидуализации образа адресата зависит от многих факторов. <...> Играет роль, конечно, масштаб личности адресата, степень близости его и адресанта, мотивация и жанр письма и – не в последнюю очередь – особенности творческой манеры писателя-адресанта. <...> На материале русской литературы XIX века к первой категории адресатов «писем царю» относятся особы царского дома, ко второй – царские министры и сановники. <...> В рамках данной работы мы анализируем письма, обращенные <...>