«Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие – XVII в.) <...> «Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие – XVIIв.) <...> Формационный и цивилизационный подход к познанию истории: плюсы и минусы . <...> Перенесение великокняжеского стола из Киева во Владимир . <...> Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля». <...> Приглашаем Вас пуститься в плавание за историческими знаниями в безбрежном океане человеческого познания, помня, что сказал в свое время крупный знаток истории Ф. Энгельс <...> Синонимами истории в данном случае выступают понятия «историческая память», «историческое сознание», «историческое знание» и «историческая наука». <...> Объект исторической науки — исторический процесс в целом — исторический процесс развития человечества. <...> В основе дис крептивных методов лежит представление о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс. <...> Историческое знание нужно воспринимать системно, так как без подобного подхода представление об историческом знании будет неполным. <...> На их изменение влияют: развитие исторической науки и самого общества; смена класса или социальной группы — носителя исторического прогресса; наличие и характер социального заказа к истории. <...> Следовательно, изложенное выше дает основания утверждать: человечество всегда накапливало исторические знания, осознавая их значимость для своего существования. <...> При таком подходе историк полностью зависит от исторических свидетельств и только от них, отрицается активная мысль ученого в оценке и организации изучаемого им материала. <...> Историография — наука о развитии исторического знания и о методах исторического исследования; совокупность исторических исследований, относящихся к какомунибудь периоду, проблеме. <...> В 1678 г. появилось написанное боярским сыном Петром Золотаревым “Астраханское сказание”. <...> В XVIII в. исторические знания, накопленные <...>
История._Конспект_лекций_В_IV_частях._Часть_I._«Из_тумана_далекого_прошлого»_к_Российской_империи_(I_тыся-_челетие_-_XVIIв.).pdf
УДК
Ипполитов Г. М.
История. Конспект лекций: В IV частях. Часть I. «Из
тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие
– XVIIв.). Самара: ФГОБУ ВПО ПГУТИ, 2011 –
140 с.
В настоящем конспекте лекций изложен в проблемнохронологическом
ключе (в лапидарном стиле) программный
материал по учебной дисциплине «История» в хронологических
рамках, охватывающих I-е тыс. н.э. и до XVII
века. При его изучении студенты призваны почерпнуть
знания, которые могут лечь в основу дальнейшего самостоятельного
овладения материалом курса «История».
Конспект лекций адресуется, в первую очередь студентам,
получающим образование по всем направлениям
подготовки бакалавриата в системе дистанционного обучения.
Рецензенты:
Репинецкий
А.И., д.и.н., профессор, заведующий
кафедрой отечественной истории и археологии
ФГОБУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная
академия»
Зайцева Н.В., д. филос. н., к.и.н., профессор; профессор
кафедры философии ФГОБУ ВПО «Поволжский
государственный университет телекоммуникаций
и информатики»
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций
и информатики»
©Ипполитов Г.М., 2012
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................... 6
Раздел I НАУКА ИСТОРИИ .......................................... 8
Лекция 1. История как наука ......................................... 8
1.1. Объект и предмет исторической науки .............. 8
1.2. Теория и методология истории ......................... 10
1.3. Источники и историография отечественной
истории ....................................................................... 16
Лекция 2. Формационный и цивилизационный подход
к познанию истории: плюсы и минусы ....................... 26
2.1. Формационный подход к познанию истории . 26
2.2. Цивилизационный подход к познанию истории
..................................................................................... 29
Раздел II. От Руси изначальной к России
императорской (первое тысячелетие н.э. – XVII в.) .. 34
Лекция 3. ........................................................................ 34
Древняя Русь в историческом пространстве и во
времени мировых цивилизаций (до XII вв.) ............... 34
3.1. Этногенез восточных славян............................. 34
3.2. Древнерусская государственность ................... 44
3.3.Феодальная раздробленность на Руси .............. 52
Лекция 4. Борьба Руси с внешними врагами .............. 56
4.1. Нашествие монголо-татар на Русь и его
последствия................................................................ 56
4.2. Борьба Руси против экспансии Запада ............. 70
4.3. Перенесение великокняжеского стола из Киева
во Владимир .............................................................. 74
Стр.3
Лекция 5. Московское централизованное государство:
генезис и эволюция ....................................................... 78
5.1. Основные этапы складывания Московского
централизованногогосударства ............................... 78
5.2. Социально-экономический и политический
уклады московского общества, его духовная жизнь
и культура .................................................................. 84
5.3. Иван Грозный и его время ................................ 91
Лекция 6. Смута: поиск цивилизационной
альтернативы ................................................................. 98
6.1. Россия накануне XVII века .............................. 98
6.1. Социальная катастрофа российского общества в
начале XVII века ..................................................... 100
Лекция 7. XVII век: необходимость цивилизационных
перемен......................................................................... 117
7.1. Основные тенденции социальноэкономического
развития России в XVII веке ..... 117
7.2. Проблема развития российской
государственности в XVII веке .............................. 127
Стр.4