Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конспект лекций по учебной дисциплине «История». В IV ч. Ч. I. «Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие - XVII в.) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторИпполитов Г. М.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц142
ID319688
АннотацияВ настоящем конспекте лекций изложен в проблемно-хронологическом ключе (в лапидарном стиле) программный материал по учебной дисциплине «История» в хронологических рамках, охватывающих 1-е тыс. н.э. и до XVII века. При его изучении студенты призваны почерпнуть знания, которые могут лечь в основу дальнейшего самостоятельного овладения материалом курса «История».
Кому рекомендованоКонспект лекций адресуется, в первую очередь студентам, получающим образование по всем направлениям подготовки бакалавриата в системе дистанционного обучения.
УДК94(47+57)
ББК63.3(2)
Ипполитов, Г.М. Конспект лекций по учебной дисциплине «История». В IV ч. Ч. I. «Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие - XVII в.) / Г.М. Ипполитов .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2012 .— 142 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319688 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие – XVII в.) <...> «Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие – XVIIв.) <...> Формационный и цивилизационный подход к познанию истории: плюсы и минусы . <...> Перенесение великокняжеского стола из Киева во Владимир . <...> Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля». <...> Приглашаем Вас пуститься в плавание за историческими знаниями в безбрежном океане человеческого познания, помня, что сказал в свое время крупный знаток истории Ф. Энгельс <...> Синонимами истории в данном случае выступают понятия «историческая память», «историческое сознание», «историческое знание» и «историческая наука». <...> Объект исторической науки — исторический процесс в целом — исторический процесс развития человечества. <...> В основе дис крептивных методов лежит представление о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс. <...> Историческое знание нужно воспринимать системно, так как без подобного подхода представление об историческом знании будет неполным. <...> На их изменение влияют: развитие исторической науки и самого общества; смена класса или социальной группы — носителя исторического прогресса; наличие и характер социального заказа к истории. <...> Следовательно, изложенное выше дает основания утверждать: человечество всегда накапливало исторические знания, осознавая их значимость для своего существования. <...> При таком подходе историк полностью зависит от исторических свидетельств и только от них, отрицается активная мысль ученого в оценке и организации изучаемого им материала. <...> Историография — наука о развитии исторического знания и о методах исторического исследования; совокупность исторических исследований, относящихся к какомунибудь периоду, проблеме. <...> В 1678 г. появилось написанное боярским сыном Петром Золотаревым “Астраханское сказание”. <...> В XVIII в. исторические знания, накопленные <...>
История._Конспект_лекций_В_IV_частях._Часть_I._«Из_тумана_далекого_прошлого»_к_Российской_империи_(I_тыся-_челетие_-_XVIIв.).pdf
УДК Ипполитов Г. М. История. Конспект лекций: В IV частях. Часть I. «Из тумана далекого прошлого» к Российской империи (I тысячелетие – XVIIв.). Самара: ФГОБУ ВПО ПГУТИ, 2011 – 140 с. В настоящем конспекте лекций изложен в проблемнохронологическом ключе (в лапидарном стиле) программный материал по учебной дисциплине «История» в хронологических рамках, охватывающих I-е тыс. н.э. и до XVII века. При его изучении студенты призваны почерпнуть знания, которые могут лечь в основу дальнейшего самостоятельного овладения материалом курса «История». Конспект лекций адресуется, в первую очередь студентам, получающим образование по всем направлениям подготовки бакалавриата в системе дистанционного обучения. Рецензенты: Репинецкий А.И., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии ФГОБУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Зайцева Н.В., д. филос. н., к.и.н., профессор; профессор кафедры философии ФГОБУ ВПО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» ©Ипполитов Г.М., 2012
Стр.2
Содержание ВВЕДЕНИЕ ..................................................................... 6 Раздел I НАУКА ИСТОРИИ .......................................... 8 Лекция 1. История как наука ......................................... 8 1.1. Объект и предмет исторической науки .............. 8 1.2. Теория и методология истории ......................... 10 1.3. Источники и историография отечественной истории ....................................................................... 16 Лекция 2. Формационный и цивилизационный подход к познанию истории: плюсы и минусы ....................... 26 2.1. Формационный подход к познанию истории . 26 2.2. Цивилизационный подход к познанию истории ..................................................................................... 29 Раздел II. От Руси изначальной к России императорской (первое тысячелетие н.э. – XVII в.) .. 34 Лекция 3. ........................................................................ 34 Древняя Русь в историческом пространстве и во времени мировых цивилизаций (до XII вв.) ............... 34 3.1. Этногенез восточных славян............................. 34 3.2. Древнерусская государственность ................... 44 3.3.Феодальная раздробленность на Руси .............. 52 Лекция 4. Борьба Руси с внешними врагами .............. 56 4.1. Нашествие монголо-татар на Русь и его последствия................................................................ 56 4.2. Борьба Руси против экспансии Запада ............. 70 4.3. Перенесение великокняжеского стола из Киева во Владимир .............................................................. 74
Стр.3
Лекция 5. Московское централизованное государство: генезис и эволюция ....................................................... 78 5.1. Основные этапы складывания Московского централизованногогосударства ............................... 78 5.2. Социально-экономический и политический уклады московского общества, его духовная жизнь и культура .................................................................. 84 5.3. Иван Грозный и его время ................................ 91 Лекция 6. Смута: поиск цивилизационной альтернативы ................................................................. 98 6.1. Россия накануне XVII века .............................. 98 6.1. Социальная катастрофа российского общества в начале XVII века ..................................................... 100 Лекция 7. XVII век: необходимость цивилизационных перемен......................................................................... 117 7.1. Основные тенденции социальноэкономического развития России в XVII веке ..... 117 7.2. Проблема развития российской государственности в XVII веке .............................. 127
Стр.4