ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА 2014 1 УДК 372.3/. <...> . 7 Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных доП86 школьников [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / под ред. <...> ISBN 978-5-9765-0175-1 Пособие содержит описание научно-практического опыта работы по проблеме организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов развития и воспитания детей, имеющих те или иные проявления гипердинамического синдрома с нарушениями внимания. <...> Рассматриваются основные направления работы (диагностика, коррекция, просвещение); показан комплексный подход к выработке единой стратегии сопровождения гиперактивных дошкольников, заключающийся во взаимодействии различных специалистов (медицинский работник психолог педагог узкий специалист) и различных социальных институтов (семья детский сад школа). <...> Для практических работников (психологов, педагогов, администрации ДОУ), и студентов психолого-педагогических специальностей. <...> Обоснование стратегии психологического сопровождения детей с гиперактивностью . <...> Возможности образовательного пространства ДОУ в оказании помощи гиперактивным детям (по программе «Радуга») . <...> Приемы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях . <...> Взаимодействие МДОУ с семьей и школой в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с гиперактивностью . <...> 108 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. <...> Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. <...> Синдром дефицита внимания в медицинской литературе рассматривается как заболевание. <...> Гиперактивность может <...>
Психолого-педагогическое_сопровождение_гиперактивных_дошкольников.pdf
УДК 372.3/.4(075)
ББК 74.100.5
П86
ОГЛАВЛЕНИЕ
Р е ц е н з е н ò:
канд. пед. наук, доцент Д.А. Хабибулин
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения детей с гиперактивностью ................................ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с
гиперактивностью . ............................................................ 7
Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных доП86
школьников [Электронный ресурс] : ó÷åá.-ìåòîä. пособие / под
ðåä. Î.Â. Òîêàðü, Ò.Ò. Зимаревой, Í.Å. Ëèïàé. 2-е изд., стер.
Ì. : ÔЛИНТА, 2014. 152 ñ.
ISBN 978-5-9765-0175-1
Пособие содержит описание научно-практического опыта работы по проблеме
организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов
развития и воспитания детей, имеющих те или иные проявления гипердинамического
синдрома с нарушениями внимания. Пособие включает как теоретическое
обоснование проблемы, так и практические пути ее решения. Рассматриваются основные
направления работы (диагностика, коррекция, просвещение); показан комплексный
подход к выработке единой стратегии сопровождения гиперактивных
дошкольников, заключающийся во взаимодействии различных специалистов (медицинский
работник психолог педагог узкий специалист) и различных социальных
институтов (семья детский сад школа). Представлены программы психолого-педагогической
диагностики и коррекции, конкретные рекомендации и варианты
решения профессиональных ситуаций, возникающих в процессе работы с
гиперактивными дошкольниками.
Для практических работников (психологов, педагогов, администрации ДОУ),
и студентов психолого-педагогических специальностей.
УДК 372.3/.4(075)
ББК 74.100.5
1.2. Обоснование стратегии психологического
сопровождения детей с гиперактивностью . .................. 13
1.3. Возможности образовательного пространства ДОУ в
оказании помощи гиперактивным детям (по программе
«Ðàäóãà») . .......................................................................... 22
1.4. Условия эффективного психолого-педагогического
сопровождения детей с гиперактивностью . .................. 25
Глава 2. Технология психолого-педагогического сопровождения детей
с гиперактивностью ................................................................... 30
2.1. Диагностическое исследование детей с
гиперактивностью ............................................................ 30
2.1.1. Медицинская диагностика ................................... 30
2.1.2. Психологическая диагностика . ........................... 31
2.1.3. Педагогическая диагностика . .............................. 35
2.2. Психологическая коррекция и развивающая работа с
гиперактивными детьми . ................................................ 36
2.3. Работа педагогов группы с гиперактивными детьми .
............................................................................................ 46
2.4. Физкультурно-оздоровительная работа с
гиперактивными детьми . ................................................ 59
ISBN 9785976501751
2
© Токарь О.В., Зимарева Т.Т.,
Липай Н.Е., 2014
© Издательство «ФЛИНТА»,
2014
2.5. Приемы работы с гиперактивными детьми на
музыкальных занятиях . ................................................... 64
2.5.1. Общая характеристика метода арттерапии ......... 64
2.5.2. Приемы работы . .................................................... 75
3
Введение ....................................................................................................... 5
Стр.2
2.6. Взаимодействие МДОУ с семьей и школой
в процессе психолого-педагогического
сопровождения детей с гиперактивностью ................... 76
2.6.1. Взаимодействие ДОУ с семьей ........................... 76
2.6.2. Взаимодействие ДОУ со школой ........................ 86
Глава 3. Описание опытно-экспериментальной работы ....................... 90
3.1. Организация, проведение и анализ результатов
констатирующего эксперимента ................................... 90
3.2. Содержание и ход формирующего эксперимента ........ 93
3.3. Организация, проведение и анализ результатов
контрольного эксперимента .......................................... 98
Заключение ........................................................................................... 102
Рекомендуемая литература ................................................................... 105
Приложения .......................................................................................... 108
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития
и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе
именующемуся синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Основными проявлениями данного нарушения являются
высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушения
внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно,
что такие дети вызывают много замечаний со стороны
взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.
Синдром дефицита внимания в медицинской литературе
рассматривается как заболевание. Это значит, что ребенок хочет,
но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы
специальная стратегия и тактика взаимодействия с таким
ребенком, в том числе и лечения.
Рассматриваемый синдром проявляется достаточно рано к
23 годам в виде беспокойности ребенка. К 56 годам к проблемам
поведения присоединяются слабая концентрация внимания,
отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое
дело до конца, несформированность мелкой моторики и
праксиса. При поступлении в школу все это осложняет протекание
учебной деятельности, негативно сказывается на взаимоотношениях
ребенка со сверстниками и взрослыми. Гиперактивность
может сохраняться до подросткового возраста (у 70% детей),
а в некоторых случаях и до зрелого возраста.
Все сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой в
данном пособии проблемы. В настоящее время перед специалистами
дошкольных учреждений стоит проблема организации медико-психолого-педагогического
сопровождения гиперактивных
дошкольников на протяжении всего периода детства. Стратегия
сопровождения должна носить мультидисциплинарный характер,
что позволяет тщательно разработать цели и содержание работы
с гиперактивным ребенком, определить профессиональную
4
5
Стр.3