Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Становление и развитие школьного исторического образования в России XVI - начала XX вв. (275,00 руб.)

0   0
Первый авторСтуденикин М. Т.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц226
ID315953
АннотацияВ монографии рассматриваются первые шаги и начало образованности в получении исторических знаний на Руси, становление и развитие исторического образования в последующие столетия, реформы школьного образования ХIХ – начала ХХ вв. и их результаты. Анализируются школьные уставы, учебные планы, программные материалы и учебники истории, предназначенные для общеобразовательных учреждений дореволюционной России.
ISBN978-5-4263-0036-1
УДК371
ББК74.03(2)1+74.266.3г
Студеникин, М.Т. Становление и развитие школьного исторического образования в России XVI - начала XX вв. : монография / М.Т. Студеникин .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 226 с. — Библиогр.: с. 219-225 .— ISBN 978-5-4263-0036-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/315953 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. <...> Для исследователя важно выяснить, как начиналось обучение истории, с чем связаны успехи и неудачи исторического образования и каковы пути их преодоления, как проводились школьные реформы и какова их результативность. <...> Государственное обучение истории в специальных учебных заведениях для дворян и гимназиях при Московском университете рассматривается с 1726 г. Вся вторая половина ХVIII в. посвящена проектам, планам обучения истории и их реализации в период правления Екатерины II. <...> Прежде всего, это собрание законов Российской империи; сборники постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения, гимназиям и прогимназиям; обзоры деятельности Министерства; материалы по реформам школы, правила и программы гимназий и других учебных заведений, их юбилейные исторические записки; уставы учебных заведений; учебные планы предметов, преподаваемых в учебных заведениях. <...> В ходе исследования изучались официальные издания, педагогические журналы: «Вестник воспитания», «Русская школа», «Педагогическое обозрение», «Журнал Министерства народного просвещения», «Гимназия», «Учитель». <...> В процессе работы над монографией необходимо было выявить: • цель изучения истории на разных этапах развития Российского государства; • место и роль истории среди других школьных дисциплин; • соотношение отечественной и всеобщей истории в учебных планах разных типов школ; • соотношение обучения и воспитания в преподавании истории; • достоинства и недостатки учебных планов гимназий, роль и место истории в этих планах; • место и время начала изучения истории в качестве самостоятельной школьной дисциплины; • межкурсовые связи истории; • структуру построения и основное содержание школьных учебников, принципы отбора содержания; • роль и место повторительных курсов истории; • основные методические приемы преподавания истории; • идеологические основы <...>
Становление_и_развитие_школьного_исторического_образования_в_России_XVI_-_начала_XX_вв._Монография.pdf
УДК 371 ББК 74.03(2)1+74.266.3г С88 С88 Студеникин М. Т. Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв.: Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 226 с. В монографии рассматриваются первые шаги и начало образованности в получении исторических знаний на Руси, становление и развитие исторического образования в последующие столетия, реформы школьного образования ХIХ – начала ХХ вв. и их результаты. Анализируются школьные уставы, учебные планы, программные материалы и учебники истории, предназначенные для общеобразовательных учреждений дореволюционной России. © М. Т. Студеникин, 2012 ISBN 978-5-4263-0036-1 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5 ТЕМА 1. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ .............................................................. 9 1.1. Летописи ......................................................................................... 9 1.2. Хронографы и летописцы..............................................................10 1.3. Азбуковники ХV–ХVII вв. .............................................................13 1.4. «Синопсис» ....................................................................................15 ТЕМА 2. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ И НАЧАЛА ОБРАЗОВАННОСТИ ..........................................................................19 2.1. Получение знаний по истории в допетровское время ...................................................................19 2.2. Эпоха Петра I .................................................................................23 ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ ПЕТРА I .................................................................................32 3.1. Государственное обучение истории с 1726 г. .................................32 3.2. Специальные учебные заведения ..................................................35 3.3. Гимназии при Московском университете .....................................38 ТЕМА 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII В. ...................................................47 4.1. Проекты и планы обучения в первый период правления Екатерины II .................................................................................47 4.2. Смольный институт .......................................................................49 4.3. Педагогические преобразования во второй период правления Екатерины II ..............................................................52 4.4. Учебники истории .........................................................................58 4.5. Методика обучения........................................................................77 ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В. ........................................................98 5.1. История в системе школьного образования в начале ХIХ в. ..............................................................................98
Стр.3
5.2. Устав 1828 г. ..................................................................................108 5.3. Преобразования 30–40-х гг. .........................................................116 5.4. Введение бифуркации .................................................................118 5.5. Идейные основы учебников истории .........................................124 5.6. Методы преподавания истории ..................................................131 ТЕМА 6. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В. ...................................................146 6.1. Преобразования 50-х гг. ...............................................................146 6.2. Устав 1864 г. ..................................................................................149 6.3. Реформа образования Д. А. Толстого. Устав 1871 г. ....................160 6.4. Дальнейшие изменения 70–80-х гг. XIX в...................................174 6.5. Результаты преподавания истории..............................................178 6.6. Реформа исторического образования 90-х гг. XIX в. ..................180 ТЕМА 7. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ........................................................199 7.1. Преобразования на рубеже XIX–XX вв. ......................................199 7.2. Изменения исторического образования в начале ХХ в. .............................................................................208 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................219
Стр.4