М. Н. Швецова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ Монография Москва 2013 УДК 15 ББК 78 Ш352 Рекомендовано кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета Рецензенты: Г. В. Семья, доктор психологических наук, профессор Л. Б. Шнейдер, доктор психологических наук, профессор Ш352 Швецова М. Н. <...> Нормативно-правовое обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . <...> Организация социально-психологического сопровождения замещающей семьи (на примере Республики Марий Эл) . <...> Таким образом, сегодня проблема создания замещающих семей и реализации их сопровождения, закрепленная главой 121 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, стоит особенно остро: важно выстроить систему качественной социальной, психологической, педагогической помощи семье, готовой принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <...> В современной научной литературе исследуемая проблема рассматривается с разных сторон: профессионально-педагогическое сопровождение семьи и подготовка замещающих родителей к воспитанию, педагогическая коррекция, социализация приемных детей (Ю. Е. Алешина, А. И. Антонов, С. И. Голод, С. В. Дармодехин, А. Г. Ковалев, Т. А. Куликова, Б. <...> Спок); общие вопросы воспитания детей в семье (Л. В. Байбородова, И. В. Гребенников, С. В. Ковалев, Т. А. Маркова, 4 ВВЕДЕНИЕ А. Г. Харчев, Л. Б. Шнейдер); психолого-педагогическое консультирование (Л. Я. Гозман, М. Дубовская <...> За последние годы проведены исследования, посвященные проблемам социальной и психолого-педагогической поддержки семей, принимающих участие в реализации новых форм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашедшие отражение в работах Н. П. Иванова, В. Н. Ослон, Л. В. Петрановской, Г. В. Семьи. <...> Замещающая семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, утратившего связи с биологической семьей, который <...>
Социально-психологическое_сопровождение_замещающей_семьи_Монография.pdf
УДК 15
ББК 78
Ш352
Рекомендовано кафедрой психологии образования
Московского педагогического государственного
университета
Рецензенты:
Г. В. Семья, доктор психологических наук, профессор
Л. Б. Шнейдер, доктор психологических наук, профессор
Ш352
Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение
замещающей семьи: Монография. – М.: Прометей,
2013. – 188 с.
В монографии рассматриваются вопросы, связанные с феноменами
«семья», «замещающая семья», анализируются
подходы к социально-психологическому сопровождению,
приводится анализ существующей ситуации и результаты
исследований в области сопровождения замещающих семей в
Республике Марий Эл.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2410-5
© М. Н. Швецова, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Теоретические основы социальнопсихологического
сопровождения
замещающей семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Социально-психологическая характеристика семьи.
Особенности ее функционирования . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение жизнеустройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.3. Понятие и сущность
социально-психологического сопровождения . . . . . . . 50
Глава 2. Организация социально-психологического
сопровождения замещающей семьи
(на примере Республики Марий Эл) . . . . . . . . . . . . 72
2.1. Модель организации социально-психологического
сопровождения замещающей семьи . . . . . . . . . . . . . . . 72
2.2. SWOT-анализ проблемы сопровождения
замещающей семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Глава 3. Эмпирическое исследование социальнопсихологических
детерминант успешного
замещающего родительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3.1. Социально-психологические детерминанты
успешного замещающего родительства . . . . . . . . . . . 126
3.2. Замещающая семья в Республике Марий Эл:
опыт сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Стр.3