Е. Ф. Козина МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ПРЕДШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Учебное пособие по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования; направлению 050100.62 – Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») Рекомендовано Учебно-методическим объединением Москва – 2011 УДК 373 ББК 74.102.415 К 591 Рецензенты: доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ А. И. <...> Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. <...> Содержание современного предшкольного естественнонаучного и обществоведческого образования . <...> Технологии естественнонаучной и обществоведческой работы с предшкольниками 2.1. <...> Место игры в естественнонаучной и обществоведческой работе с предшкольниками и младшими школьниками . <...> Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста . <...> Природоведческая работа с предшкольниками в семье . <...> Оно нацелено на сглаживание операционного кризиса при изменении социального статуса ребенка с «дошкольника – малыша» на «ученик», обеспечение «единого старта» – уровня знаний, умений и навыков детей для их последующего обучения в начальных классах, в том числе по различным программам. <...> Это обусловило необходимость соблюдения вертикальной преемственности и в естественнонаучной, обществоведческой работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что определено в первую очередь неразрывностью процесса формирования у них целостной научной картины мира, особенностью отражения ими окружающей действительности. <...> В книге методика ознакомления предшкольников с окружающим миром раскрыта на уровне основных дидактических единиц. <...> В частности проанализировано содержание <...>
Методика_ознакомления__с_окружающим_миром_в_предшкольном_возрасте._Учебное_пособие.pdf
УДК 373
ББК 74.102.415
К 591
Рецензенты:
доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, директор Института педагогики и психологии
образования ГОУ ВПО МГПУ А. И. Савенков;
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая
кафедрой педагогики и методики дошкольного
образования ГБОУ ВПО МГПИ Н. В. Микляева;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической
психологии ГБОУ ВПО МГППУ, доцент кафедры начального
и дошкольного образования АПК и ППРО С. Г. Яковлева
К 591 Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим
миром в предшкольном возрасте: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Прометей, 2011. – 488 с.
Пособие раскрывает проблему преемственности в работе педагогов
по формированию целостной научной картины мира и экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. В нем рассматривается: место процесса ознакомления с окружающим
миром в предшкольной подготовке ребенка, многообразие
существующих программ, форм и методов работы, необходимая природная
среда и экологические технологии.
Книга поможет избежать повторений в работе по ознакомлению
воспитанников с окружающим миром, преодолеть вместе с ребенком
кризисные моменты при переходе из дошкольного учреждения в школу,
подобрать наиболее эффективные приемы работы.
Для студентов педагогических учебных заведений; воспитателей
групп продленного дня, краткосрочного пребывания и подготовительных
отделений; учителей начальных классов и классов раннего развития,
прогимназий; методистов и заинтересованных родителей.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2262-0
© Е. Ф. Козина, 2011
© Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Раздел 1. Многообразие подходов по ознакомлению
предшкольников с окружающим миром
1.1. Место ознакомления предшкольника
с окружающим миром в системе дошкольного
и начального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Содержание современного предшкольного
естественнонаучного и обществоведческого
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.3. Особенность ознакомления
предшкольников с окружающим миром
в комплексных программах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
1.4. Парциальные дошкольные курсы
естественнонаучной и валеологической
направленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
1.5. Парциальные программы обществоведческой
подготовки дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Раздел 2. Технологии естественнонаучной
и обществоведческой работы с предшкольниками
2.1. Методы ознакомления старших дошкольников
с окружающим миром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
2.2. Место игры в естественнонаучной
и обществоведческой работе с предшкольниками
и младшими школьниками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
2.3. Разнообразные формы работы . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
2.4. Роль предметно-развивающей природной
среды в подготовке ребенка к школе . . . . . . . . . . . 391
2.5. Экологическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
2.6. Природоведческая работа с предшкольниками
в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
Стр.3