В. А. Плешаков КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: от Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a Монография Москва 2012 УДК 37 ББК 74.66 П386 Рецензенты: Е. А. Леванова, проф. кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, доктор педагог. наук Т. В. Пушкарева, зав. кафедрой педагогики и психологии Московского социально-педагог. ин-та, доцент, канд. педагог. наук П386 Плешаков В. А. <...> Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: Монография. <...> Монография посвящена обоснованию теоретико-методологических, социальных и психолого-педагогических основ разрабатываемой с 2005 г. теории киберсоциализации человека с позиции социальной педагогики и психологии, в рамках интегративной концепции педагогики и психологии жизненного пути личности (психовозрастной онтологии). <...> Киберсоциализация рассмотрена как особый вид социализации человека, предложена классификация факторов киберсоциализации и намечены пути воспитания личности в информационном обществе. <...> Средства мгновенного обмена сообщениями и чаты . <...> Киберсоциализация человека и воспитание личности в информационном обществе . <...> Коррекционное и диссоциальное воспитание в контексте киберсоциализации . <...> Вообще житель мегаполиса, крупного населенного пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться «по-настоящему современным», практически обязан быть всегда «онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «Вконтакте» и «Одноклассники»). <...> Исходя из сказанного, можно смело отметить, что киберсоциализация человека, с одной стороны, являясь относительно инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а <...>
Киберсоциализация_человека_от_Homo_Sapiens’a_до_Homo_Cyberus’a._Монография.pdf
УДК 37
ББК 74.66
П386
Рецензенты:
Е. А. Леванова, проф. кафедры социальной педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагог. наук
Т. В. Пушкарева, зав. кафедрой педагогики и психологии
Московского социально-педагог. ин-та, доцент, канд. педагог. наук
П386
Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от
Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: Монография. – М.:
Прометей, 2012. – 212 с.
Монография посвящена обоснованию теоретико-методологических,
социальных и психолого-педагогических основ разрабатываемой
с 2005 г. теории киберсоциализации человека с позиции
социальной педагогики и психологии, в рамках интегративной концепции
педагогики и психологии жизненного пути личности (психовозрастной
онтологии). Киберсоциализация рассмотрена как особый
вид социализации человека, предложена классификация факторов
киберсоциализации и намечены пути воспитания личности в информационном
обществе.
Предназначена для студентов высших учебных заведений, специализирующихся
в области социальной педагогики и психологии и
других социальных и гуманитарных специальностей и направлений.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-7042-2368-9
© В. А. Плешаков, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание
Вместо предисловия: современная притча . . . . . . . . . . . 6
Введение: Homo Sapiens стал Homo Cyberus’ом? . . . . . 7
Глава I. Киберсоциализация: особый вид социализации
человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.1. Информационные революции как
предпосылки зарождения феномена
киберсоциализации человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.2. Человек как объект киберсоциализации:
влияние киберпространства
на жизнедеятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3. Человек как субъект киберсоциализации:
удовлетворение потребностей
в киберпространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4. Человек как жертва киберсоциализации:
негативные последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
1.5. Человек как жертва неблагоприятных
условий киберсоциализации: опасности
киберпространства и их источники . . . . . . . . . . . . . 41
Глава II. Факторы киберсоциализации человека . . . . . . . . 46
2.1. Мегафакторы киберсоциализации . . . . . . . . . . . . . 46
2.1.1. Киберпространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.1.2. Интернет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1.3. WWW . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2.1.4. Сотовая (мобильная) связь . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.2. Макрофакторы киберсоциализации . . . . . . . . . . . . 58
2.2.1. Национальная доменная зона . . . . . . . . . . . . 58
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
2.2.2. Почтовые сервисы интернет-среды . . . . . . . . 63
2.2.3. Социальные сети интернет-среды . . . . . . . . . 65
2.2.4. Интернет-порталы и сайты . . . . . . . . . . . . . . 68
2.2.5. Поисковые системы интернет-среды . . . . . . . 70
2.2.6. Файлообменные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.2.7. Интернет-реклама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.2.8. Блогосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.2.9. Массовая многопользовательская
онлайн-игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
2.3. Мезофакторы киберсоциализации . . . . . . . . . . . . . 83
2.3.1. Вики-проекты и интернет-словари . . . . . . . . 84
2.3.2. Интернет-телевидение и интернет-радио . . 87
2.3.3. IP-телефония и видеозвонки посредством
компьютерных сетей и сотовой связи . . . . . . 89
2.3.4. Форумы интернет-среды . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
2.3.5. Средства мгновенного обмена сообщениями
и чаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.3.6. Интернет-магазины, интернет-аукционы
и электронные платежные системы . . . . . . . 99
2.3.7. Компьютерная (и / или консольная)
игра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
2.4. Микрофакторы киберсоциализации . . . . . . . . . . . 109
2.4.1. Программное обеспечение (ПО)
персональной компьютерной техники
и сотовых (мобильных) телефонов . . . . . . . . . 109
2.4.2. Персональная зона киберпространства . . . 113
2.4.3. Игровой персонаж в компьютерной игре . . . 117
2.5. Агенты и средства киберсоциализации . . . . . . . . 121
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава III. Киберсоциализация человека
и воспитание личности
в информационном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
3.1. Семейное воспитание в контексте
киберсоциализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3.2. Социальное воспитание в контексте
киберсоциализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
3.3. Религиозное воспитание в контексте
киберсоциализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
3.4. Коррекционное и диссоциальное воспитание в
контексте киберсоциализации . . . . . . . . . . . . . . . . 150
3.5. Нормативные документы, регламентирующие
киберсоциализацию человека . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Заключение: Homo Cyberus – человек XXI века? . . . . 161
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Плешаков Владимир Андреевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
5
Стр.5