Т. Б. Морозова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (на близнецовой модели) Программа курса Издание 2е, переработанное и дополненное Санкт - Петербург — Москва 2012 УДК 371.013 ББК 74.6 74.200 М80 Печатается по решению кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ Рецензенты: М. Я. Виленский, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, доктор педагогических наук Л. П. Илларионова, профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета г. Москвы, доктор педагогических наук М80 Морозова Т. Б. <...> Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели): Программа курса, изд. <...> Единство биологического, психологического и социального в формировании направленности личности близнецаподростка . <...> Механизмы взаимодействия близнецовой пары в раннем детстве (от 0 до 3 лет) . <...> Формирование личности близнецов и взаимодействие близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет) . <...> Общение, деятельность и самопознание как ценностное средство активности близнецов-подростков в системе дополнительного образования . <...> Современное состояние проблемы формирования направленности личности близнецаподростка в педагогической теории и практике дополнительного образования . <...> Формирование направленности личности близнецаподростка на общение, познание, рефлексию в Близнецовом центре . <...> Роль социального педагогаисследователялогика в процессе формирования направленности личности близнецаподростка в системе дополнительного образования . <...> Формирование направленности личности близнецаподростка в системе дополнительного образования . <...> Основные направления работы психологопедагогической службы Близнецового центра в целях охраны здоровья близнецовподростков в системе дополнительного образования . <...> Методические рекомендации социальному <...>
Взаимодействие_наследственности_и_среды_в_формировании_индивидуальности_человека_(на_близнецовой_модели)_Программа_курса,_изд._2-е,_переработанное,_дополненное.pdf
УДК 371.013
ББК 74.6 74.200
М80
Печатается по решению кафедры педагогики и психологии
профессионального образования МПГУ
Рецензенты:
Ì. ß. Виленский, профессор кафедры педагогики и
психологии профессионального образования МПГУ, доктор
педагогических наук
Ë. Ï. Илларионова, профессор кафедры социальной педагогики
Российского государственного социального университета
г. Москвы, доктор педагогических наук
М80
Морозова Ò. Á. Взаимодействие наследственности и
среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой
модели): Программа курса, изд. 2‑е, переработанное,
дополненное. — М.: Прометей, 2012. — 168 с.
В дополненной и переработанной программе раскрыты
инновационные подходы к решению теоретических, социально-психологических
и педагогических проблем формирования
личности близнеца-подростка в системе дополнительного
образования, акцентируется внимание на необходимости повышения
квалификации социальных педагогов‑исследователей-логиков.
Программа является методическим пособием
для проведения лекционных, семинарских и практических
занятий в Близнецовом центре; предназначена для студентов
факультетов философии человека и других факультетов педагогических
вузов, слушателей курсов повышения квалификации
педагогических работников и родителей близнецов.
ISBN 978-5-7042-2344-3
© Т.Б.Морозова, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание
Пояснительная записка ...................................................... 7
Тематический план программы курса ............................. 12
Взаимодействие наследственности и среды в формировании
индивидуальности человека (на близнецо- вой
ìîäåëè) .................................................................... 18
Часть I
Раздел 1. Подход к индивидуальности человека
на основе целостного системного анализа ..........................18
Тема 1. Близнецы как предмет научного исследования 19
Тема 2. Часто ли рождаются дети‑близнецы? .................. 20
Тема 3. Близнецы – загадка природы .............................. 20
Тема 4. Представления о близнецах в различных
культурах .............................................................................. 21
Литература к разделу 1 ...................................................... 23
Вопросы и задания к разделу 1 ......................................... 26
Раздел 2. Диалектика генетических и средовых факторов
в формировании индивидуальности близнецов .................27
Тема 1. Механизм образования двоен (МЗ и ДЗ) ............ 27
Тема 2. Развитие близнецов в перинатальном периоде . 28
Тема 3. Особенности физического развития детейблизнецов..............................................................................
29
Тема 4. Единство биологического, психологического и
социального в формировании направленности личности
близнеца‑подростка ............................................................. 29
Тема 5. Речевой портрет близнецов .................................. 30
Литература к разделу 2 ...................................................... 31
Вопросы и задания к разделу 2 ......................................... 33
Раздел 3. Формирование личности близнецов в социальной
ситуации развития ..............................................................34
Тема 1. Механизмы взаимодействия близнецовой пары
в раннем детстве (от 0 до 3 лет) ......................................... 34
Тема 2. Формирование личности близнецов и взаимодействие
близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет) .. 35
Тема 3. Формирование личности близнецов в школьные
годы (от 6‑ти до 16‑ти лет) .................................................. 36
3
Стр.3
Тема 4. Воспитание близнецов в семье ............................. 37
Тема 5. Формирование в коллективе ценностного
отношения к общению у близнецов‑школьников ............ 38
Литература к разделу 3 ...................................................... 39
Вопросы и задания к разделу 3 ......................................... 40
Часть II
Процесс формирования направленности личности
близнеца-подростка в системе дополнительного
образования .......................................................................41
Раздел 4. Общение, деятельность и самопознание как
ценностное средство активности близнецов-подростков в
системе дополнительного образования ..............................41
Тема 1. Современное состояние проблемы формирования
направленности личности близнеца‑подростка в педагогической
теории и практике дополнительного образования . 42
Тема 2. Формирование направленности личности
близнеца‑подростка на общение, познание, рефлексию
в Близнецовом центре ......................................................... 43
Тема 3. Роль социального педагога‑исследователя‑логика
в процессе формирования направленности личности близнеца‑подростка
в системе дополнительного образования .. 44
Тема 4. Педагогические технологии формирования направленности
личности близнеца‑подростка во взаимодействии с
процессом поэтапного развития Близнецового центра ... 45
Тема 5. Механизм сформированности личности близнеца‑подростка
в процессе поэтапного развития Близнецового центра ..... 47
Литература к разделу 4 ...................................................... 49
Вопросы и задания к разделу 4 ......................................... 51
Раздел 5. Формирование направленности личности близнецаподростка
в системе дополнительного образования ..........52
Тема 1. Закономерности, предпосылки и факторы формирования
направленности личности близнеца‑подростка в системе
дополнительного образования ...................................... 52
Тема 2. Фестивальное движение как фактор формирования
направленности личности близнеца‑подростка в
системе дополнительного образования ............................. 54
Тема 3. Совершенствование профессионального мастер4
Стр.4
ства социального педагога‑исследователя‑логика на
курсах повышения квалификации в Близнецовом
центре .................................................................................... 55
Тема 4. Основные направления работы психологопедагогической
службы Близнецового центра в целях охраны
здоровья близнецов‑подростков в системе дополнительного
образования ..................................................................... 57
Тема 5. Методические рекомендации социальному
педагогу‑исследователю‑логику для работы с
близнецами‑подростками в системе дополнительного о
бразования ............................................................................ 58
Литература к разделу 5 ...................................................... 59
Вопросы и задания к разделу 5 ......................................... 62
Часть III
Диагностические подходы ......................................63
Раздел 6. Лабораторно-практические ðàáîòû. ...................63
Методики исследования процесса формирования направленности
личности близнеца‑подростка в Близнецовом центре ... 63
Литература к разделу 6 .....................................................126
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы ..................................................................................128
Часть IV
Семинарские занятия ............................................129
Раздел 7. Контрольные задания и вопросы для подготовки к
семинарам по программе курса ......................................129
Контрольные задания и вопросы для подготовки к
семинарам: ..........................................................................130
Литература к разделу 7 .....................................................133
5
Стр.5
Часть V
Психолого-педагогическая служба ....................137
Раздел 8. Примерный план работы психолого-педагогической
службы ....................................................................137
Глоссарий в помощь социальному педагогу‑исследователюлогику
для организационной и коммуникативной деятельности
с близнецами‑подростками в системе дополнительного
образования ......................................................................... 155
Литература к разделу 8 .....................................................166
6
Стр.6