МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
Бакалавриат
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 343.14 (045.8)
ББК 67.404.3 я73
И 74
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. юрид. наук, доцент В. М. Волкова,
канд. юрид. наук, доцент И. Ф. Дедюхина
(Ставропольский государственный аграрный университет)
И 74 Информационное право: практикум / сост.: Л. Э. Боташева,
М. С. Трофимов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.
113 с.
Практикум составлен в соответствии с требованиями образовательного
стандарта к подготовке выпускника для получения
квалификации «Бакалавр». Утвержден на заседании кафедры АФП
(протокол № 3 от 26 октября 2014 г.).
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 40.03.01 – Юриспруденция.
УДК 343.14 (045.8)
ББК 67.404.3 я73
Составители:
канд. юрид. наук, доцент Л. Э. Боташева
канд. юрид. наук, доцент М. С. Трофимов
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения учебной дисциплины. Активное
формирование и развитие институтов информационного общества
в современном мире через повсеместное использование информационных
технологий во всех сферах привели к созданию новой
инновационной отрасли информационного права, которая закреплена
как самостоятельная научная специальность 12.00.13 – Информационное
право.
Информационное право является комплексной отраслью и находится
на стыке между ведущими отраслями права (конституционным,
административным, гражданским, финансовым и др.). Межотраслевой
характер учебной дисциплины позволяет качественно формировать
профессиональные компетенции будущих юристов.
Так как информационное право как отрасль права охватывает
совокупность правовых норм, которые определяют поведение субъектов
в области информационных отношений, то и его изучение
включает двухступенчатый процесс анализа информационноправовых
норм в формате общей и особенной частей учебного курса.
В общей части курса изучается предмет и метод правового регулирования,
специфика информационных норм и правоотношений, особенности
форм и методов осуществления информационной деятельности
различными субъектами. В особенной части курса рассматриваются
отдельные подотрасли и институты информационного права.
В результате освоения дисциплины «Информационное право»
обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и
профессиональные компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
ОК-3 – способен логически верно, аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь на русском языке; владеет необходимыми
навыками общения на иностранном языке; умеет выстраивать
отношения в коллективе;
ОК-4 – владеет основными методами, способами и средствами
получения, хранения и переработки информации; имеет навыки
работы с современными информационными технологиями;
профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1 – способен толковать, соблюдать, исполнять и применять
нормы права в профессиональной деятельности, в том числе
3
Стр.3
квалифицировать юридически значимые факты; давать консультации
по правовым вопросам;
ПК-2 – способен к обеспечению законности, правопорядка, безопасности
личности, общества, государства; способен предупреждать,
пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения;
ПК-3 – знает правила разработки проектов нормативных правовых
актов, проведения правовой экспертизы нормативных правовых
актов, в том числе антикоррупционной, обладает знаниями основ
юридической техники и подготовки юридических документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание основных понятий, принципов, источников и норм
информационного права, форм и способов его реализации;
- понятие, содержание и организационно-правовые основы регулирования
информационных отношений;
- формы и методы реализации прав граждан и компетенции органов
исполнительной власти в сфере оборота информации;
- содержание основных положений действующего информационного
законодательства;
уметь:
- толковать, соблюдать, исполнять, применять информационноправовые
нормы в практической деятельности, в том числе квалифицировать
юридически значимые факты; давать консультации по вопросам
информационного права;
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- осуществлять экспертизу правовых актов, правильно составлять
и оформлять юридические документы;
- анализировать юридическую статистику в целях в целях предупреждения
правонарушений;
владеть:
- навыками анализа, сбора и обработки правовой информации,
имеющей значение для реализации в соответствующих сферах профессиональной
деятельности;
- знаниями в области регулирования информационных отношений,
практическими навыками;
- юридической терминологией информационного права;
- навыками работы с правовой информацией, а также составления
и разработки документов правового характера;
- знаниями иностранного языка, необходимыми для работы с ПК
и в сети Интернет.
4
Стр.4
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Понятие информации в теории права
и законодательстве
Цель занятия: изучение различных подходов к определению
информации, видов информации и механизмов правового регулирования
информации, понятийно-категориального аппарата.
Организационная форма занятия: семинар-дискуссия.
В результате освоения темы обучающийся должен знать
научные подходы к определению информации, действующее информационное
законодательство, юридическое содержание информации;
уметь ориентироваться в научной, учебной литературе,
информационном законодательстве, судебной практике, применять
нормы материального и процессуального права.
В результате освоения темы 1 обучающийся должен приобрести
следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2.
Актуальность темы практического занятия
Информация является неотъемлемой частью юридических
правоотношений, возникающих в различных сферах. Важность и
ценность информации не требует сегодня дополнительных аргументов,
она играет все большую роль в государстве, обществе.
Изучение правовой природы информации играет большую роль в
формировании профессиональных компетенций юристов.
Теоретическая часть
Определение информации раскрывается через различные
науки (философию, социологию, юриспруденцию). Легальное
определение информации закреплено в действующем Федеральном
законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации». Информация – сведения
(сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В условиях формирования информационного общества роль
информации неизмеримо возрастает, знание и информация становятся
одним из стратегических ресурсов социально-экономического
развития государства, обязательным условием успешного
5
Стр.5