Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638282)
Контекстум
Электро-2024
Управление начальной школой

Управление начальной школой №6 2014 (201,04 руб.)

0   0
Страниц84
ID312975
АннотацияПрофессиональное издание для руководителей общеобразовательных организаций, кураторов и педагогов начальных классов, администраторов школ и методистов. Контроль и оптимизация учебного процесса, повышение квалификации педагогов. Правильное ведение документации.
Управление начальной школой .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312975 (дата обращения: 08.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№6/ИЮНЬ/2014 www.menobr.ru Развитие у учащихся функциональной грамотности Организация работы младших школьников с классной газетой Поликультурное образование в начальной школе Формирование у детей личностных и метапредметных результатов освоения учебного курса «Физическая культура» Сценарий физкультурнодосугового мероприятия «Охота на мамонта» Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. <...> 4 Особенности формирования у учащихся личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» Примеры динамических моделей формирования у школьников личностных и метапредметных результатов обучения на материале учебного предмета «Физическая культура». <...> 13 Организация и проведение олимпиад по литературному чтению в начальной школе Цели и задачи проведения олимпиад в начальной школе. <...> Развитие у младших школьников функциональной грамотности Особенности читательской деятельности и функциональной грамотности учащегося. <...> Описание задания для учащихся 3–4-х классов «Поход в дельфинарий», направленного на формирование у учеников функциональной грамотности, умения находить нужные данные, верно их интерпретировать и использовать в своей деятельности. <...> 42 Организация работы младших школьников с классной газетой Цели, задачи, механизмы и план реализации проекта «Классная газета». <...> Ожидаемые результаты работы в рамках проекта «Классная газета». <...> Примерный план работы редакционной группы классной газеты. <...> Памятка для учащихся «Написание заметки в газету». <...> Описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем». <...> 51 Поликультурное образование в многонациональной школе Специфика методов поликультурного образования. <...> Условия формирования системы организации поликультурного образования в ОО. <...> Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках организации поликультурного образования <...>
Управление_начальной_школой_№6_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Управление_начальной_школой_№6_2014.pdf
Издатель: ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор – Межанский М.А. Заместитель генерального директора – директор ТН «МЦФЭР Образование» – Дулинов М.В. ИЮНЬ/2014 №6 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Сабельникова С.И. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист-эксперт ТН «МЦФЭР Образование» Пильдес М.Б. – директор ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», г. Москва Издательский дом МЦФЭР Директор – Гирихиди В.П. Главный редактор – Богданова Е.В. Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор – Макарова С.М. Директор по развитию образовательных и региональных проектов – Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор – Бодякина Т.П. tbodjakina@mcfr.ru Шеф-редактор – Медведева Ю.В. ymedvedeva@mcfr.ru Ответственный редактор – Герасимова А.В. agerasimova@mcfr.ru Редакторы: Пинашина Т.А. tpinashina@mcfr.ru Сайкова Н.В. nsaykova@mcfr.ru Кашкина С.Ю. Выпускающий редактор – Ткачева Н.И. ntkacheva@mcfr.ru Художник – Бизянова М.Е. Дизайн-концепция – Прыкина Ю.В. Дизайн-макет – Терещенков Д.А. Верстка – Соболев В.Ю. Секретарь – Шатуха М.В. mshatuha@mcfr.ru Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: pervoklassnik@mcfr.ru Отдел продвижения Бренд-менеджер – Кондрашова Ю.О. Бренд-менеджер – Полтева Н.Ю. Ведущий бренд-менеджер – Владимирова А.С. Размещение рекламы Руководитель – Синицина Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 2745 nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами: Тел.: (495) 937-90-82, 933-63-17; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте: по факсу: (495) 933-52-62, e-mail: pressa@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 47670, 47671*; «Почта России» – 84191, 84200; «Пресса России» – 88242, 88243 * Полугодовой и годовой. www.menobr.ru www.proflit.ru Ведущий менеджер – Романенко Е.А. Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 5710 eromanenko@mcfr.ru Все упоминаемые нормативные акты приводятся в редакции, актуальной на момент подписания номера в печать, с сохранением текста оригинала. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-32937 от 29.08.2008 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Цена свободная Подписано в печать 28.04.2014. Формат 84 Ч 108/16. Тираж 7000 экз. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Изд. № 6044. Заказ № 373-ОП ЗАО «МЦФЭР». Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15. Тел. +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru. © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2071-2251 06 9 772071 225149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Контроль и оценка результатов обучения Науменко Ю.В. 4 Особенности формирования у учащихся личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» Примеры динамических моделей формирования у школьников личностных и метапредметных результатов обучения на материале учебного предмета «Физическая культура». Модели составлены в соответствии с примерной программой по физической культуре и программой по физической культуре В.И. Ляха. Методическая мастерская Ляхова О.М. 13 Организация и проведение олимпиад по литературному чтению в начальной школе Цели и задачи проведения олимпиад в начальной школе. Подготовка к олимпиадам. Требования к составлению олимпиадных заданий. Особенности организации и проведения олимпиад. Критерии оценивания результатов олимпиад. Материалы для проведения олимпиад по литературному чтению для учащихся 2–4-х классов. 35 Жукова Т.А. Развитие у младших школьников функциональной грамотности Особенности читательской деятельности и функциональной грамотности учащегося. Основные признаки функциональной грамотности младшего школьника. Описание задания для учащихся 3–4-х классов «Поход в дельфинарий», направленного на формирование у учеников функциональной грамотности, умения находить нужные данные, верно их интерпретировать и использовать в своей деятельности. Рекомендации по оцениванию выполнения учащимися задания. Организация учебного процесса Осипова Л.И. 42 Организация работы младших школьников с классной газетой Цели, задачи, механизмы и план реализации проекта «Классная газета». Ожидаемые результаты работы в рамках проекта «Классная газета». Примерный план работы редакционной группы классной газеты. Памятка для учащихся «Написание заметки в газету». Описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем».
Стр.4
Открытый урок Сабельникова С.И., Ульяхина Л.Г. Копилка современных форм воспитательной работы Прохорова С.Ю. 51 Поликультурное образование в многонациональной школе Специфика методов поликультурного образования. Модель системы поликультурного образования. Условия формирования системы организации поликультурного образования в ОО. Уровни формирования поликультурной компетентности у учащихся. Роль школьного музея в организации поликультурного образования. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках организации поликультурного образования. Развитие творческой активности учащихся Калинина С.В. 59 Проектно-исследовательская деятельность учащихся: подготовка к организации Последовательность действий учителя по организации проекта. Виды проектов. Исследование внутреннего потенциала детей. Этапы работы учащихся над проектом. Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации проектно-исследовательской деятельности учеников начальных классов. Примерный план организации проектной деятельности в классе. Описание методики исследования интересов учащихся «Карта интересов младших школьников». Описание методики «Интеллектуальный портрет». Анкета для родителей учащихся «Способности младшего школьника». 70 «Заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…» Урок-экскурсия в 3-м классе, направленный на приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Описание хода урока. Праздник в начальной школе Предигер А.В. 75 «Охота на мамонта» Физкультурно-досуговое мероприятие для младших школьников в детском оздоровительном лагере. Правила спортивной игры. Описание испытаний: «Ритуальные танцы», «Пещера ужасов», «Тропа охотников», «Поиск следов по карте», «Охота на мамонта». А также 30 Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS: анализ результатов и их использование в начальной школе 73 Календарь знаменательных событий и памятных дат июля 78 Веселая переменка От редакции Уважаемые читатели! Отправляя письма с материалами в редакцию, не забывайте указывать свои контактные данные: телефон, e-mail.
Стр.5
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2014 Контроль и оценка результатов обучения При определении личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования важно учитывать специфику каждого отдельного учебного предмета. Рассмотрим примеры динамических моделей формирования у школьников личностных и метапредметных результатов обучения на материале учебного предмета «Физическая культура». Ю.В. Науменко, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» Особенности формирования у учащихся личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» С 1 сентября 2010 г. все школы России приступили к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности учащегося с учетом формирования у него универсальных учебных действий (далее – УУД) составляет цель и основной результат образования. ФГОС устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (далее – ООП): • личностным, включающим: готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность у них мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность у младших школьников основ гражданской идентичности; 4 • метапредметным, включающим освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
Стр.6
Контроль и оценка результатов обучения • предметным, включающим полученный учащимися в ходе освоения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В частности, для учебной дисциплины «Физическая культура» указанные выше результаты подробно прописаны в примерной программе по физической культуре*. Педагогу необходимо только представить качественную динамическую характеристику процесса формирования каждого качества по годам обучения (особенно личностного и метапредметного). Такая динамическая модель формирования личностных и метапредметных результатов учащихся в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» является необходимой для формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися ООП, деятельности педагогических работников общеобразовательных организаций (далее – ОО), функционирования системы образования в целом. К сожалению, как показывают наши наблюдения и беседы с учителями физической культуры и администрацией ОО, именно представление такой динамической модели формирования личностных и метапредметных результатов учащихся по всем учебным предметам начального общего образования (а не только по физической культуре) является актуальной проблемой. Отсутствие понимания четкости и однозначности в последовательности формирования личностных и метапредметных результатов практически не позволяет педагогу реализовать ФГОС именно в той методологической парадигме, как он был спроектирован. Основываясь на наших методических наработках и на трудах А.В. Хуторс - кого**, мы предлагаем следующее методологическое решение данной проблемы. А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения: • Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. • Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности (личностные и метапредметные результаты) представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. * Примерная программа по физической культуре // Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. М., 2010. – Примеч. авт. ** Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Ознакомиться с докладом можно на сайте: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – Примеч. авт. 5
Стр.7
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 6/2014 Контроль и оценка результатов обучения Следовательно, этапы целевого осмысления учащимися применения комплекса знаний, умений и способов деятельности (обобщенная динамическая модель формирования личностных и метапредметных результатов обучения) могут быть описаны в следующих терминах: знание – понимание – оценка – стремление – готовность. Знание предполагает прямое (дословное) воспроизведение фактов и действий по изучаемой дисциплине. Понимание – объяснение фактов (последовательности выполнения действий или просто действий) с привлечением примеров из реальной жизни. Оценка – оценивание своих и чужих действий (поступков) на соответствие определенным эталонам (ценностям, правилам). Стремление помочь педагогу (однокласснику) в совершении определенного действия и/или применения знания как сознательная попытка самостоятельно получить результат и/или внести коррективы в определенную деятельность для повышения ее эффективности. Готовность – выполнение определенных действий (поступков) с минимальной поддержкой педагога в результате убежденности в необходимости их совершения (в определенной последовательности, по заданным правилам, в соответствии с данными образцами) и с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. Используя предложенные термины, дадим развернутую характеристику формирования личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников по годам обучения. В приложении 1 представлена динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической культуре. В приложении 2 – динамическая модель формирования у младших школьников метапредметных результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической культуре. Учитывая, что учителя физкультуры, как правило, редко используют примерную программу по физической культуре, а проектируют образовательный процесс на основе авторских рабочих программ (В.Я. Лях, А.П. Матвеев, И.А. Винер и др.), необходимо (и возможно) конкретизировать (уточнить) предложенную динамическую модель формирования личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников в соответствии с содержательными особенностями авторской рабочей программы. В качестве примера покажем, как это можно сделать для личностных и метапредметных результатов, прописанных в рабочей программе В.И. Ляха*. В приложении 3 представлена динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха. В приложении 4 – динамическая модель формирования у младших школьников метапредметных результатов обучения в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха. 6 * Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1–4 классы: пособ. для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2012. – Примеч. авт.
Стр.8
Контроль и оценка результатов обучения Приложение 1 Динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической культуре* Классы Уровни сформированности личностных результатов освоения учащимися ООП 12 Активное включение учащихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания 1 Знание примеров следования принципам «фейр-плей»* отечественных и зарубежных спортсменов. Среди принципов «фейр-плей»: уважение к сопернику, уважение к правилам и решениям судей, равные шансы всех спортсменов, самоконтроль спортсмена (умение адекватно воспринимать любой исход состязания) 2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей» 3–4 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из жизни) принципов «фейр-плей». Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на соответствие принципам «фейр-плей». Готовность следовать принципам «фейр-плей» не только на занятиях физической культурой и во время проведения соревнования, но и в повседневной жизни Проявление учащимися положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях 1 Знание примеров проявления «командного духа» отечественными спортсменами 2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «командный дух». Стремление помочь педагогу поддерживать «командный дух» в различных ситуациях на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований 3–4 Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями. Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости в различных социальных ситуациях действовать на достижение общественного благополучия («командный дух» России). Готовность разрешать спорные ситуации путем переговоров и взаимных уступок для сохранения «командного духа» и достижения общего успеха и общего благополучия Проявление учащимися дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей 1–2 Понимание (разумное и доступное объяснение) личной ответственности за свои поступки на примерах из жизни параолимпийцев и поведения известных спортсменов, необходимости проявления дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей. Стремление проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство на занятиях физической культурой и во время проведения соревнований 3–4 Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на проявление личной ответственности и самостоятельности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. Готовность проявлять личную ответственность за свое отношение к занятиям физической культурой и за свои поступки на занятиях и во время проведения соревнований Оказание учащимися бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов 1–2 Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей» и «командного духа» (оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение общего языка и общих интересов) 3–4 Готовность оказания бескорыстной помощи сверстникам на занятиях и во время проведения соревнований, нахождение с ними общего языка и общих интересов как проявление принципов «фейр-плей» и «командного духа» * Фейр-пле́й (англ. fair play – приблизительный перевод «честная игра»; также в английском языке используется понятие sportsmanship) – свод этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума в благородстве и справедливости в спорте. – Примеч. ред. 7
Стр.9