БЕЗОПАСНОСТЬ «Смотритель»: от безопасности банкомата к безопасности банковских отделений В процессе поиска более совершенных и современных схем для обеспечения клиентов легким доступом к банков ским розничным услугам все боль шую популярность приобретает формат предоставления услуг в режиме самообслу живания. <...> Для этого используются как от дельно стоящие банкоматы, так и автомати зированные филиалы самообслуживания — банковские отделения нового формата, поз воляющие круглосуточно оказывать финан совые услуги с минимальными операцион ным издержками. <...> Вместе с тем при самосто ятельной работе клиентов в отсутствие со трудников банка становятся актуальными проблемы обеспечения безопасности как са мих отделений, так и финансовых транзак ций, в них совершаемых. <...> Можно выделить три ключевые предпосылки возникновения этих проблем: непривычность работы с уст ройствами самообслуживания для значи тельной части клиентов, повышенная кри минальная активность и, наконец, необхо димость обеспечения бесперебойного оказа ния услуг, защита отделения в случае форс мажорных ситуаций. <...> Насколько серьезны ми являются эти угрозы для розничного бизнеса? <...> Если раньше банкомат был реалией жизни тонкой социальной прослойки отечественно го среднего класса, то с распространением зарплатных проектов и переходом государст венного финансирования бюджетной сферы на безналичную систему получать деньги в режиме самообслуживания стало все больше 72 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • № 9 • 2008 БЕЗОПАСНОСТЬ людей, не знакомых с информационными технологиями. <...> И зачастую претензионным отделам банков приходится доказывать кли ентам, что они некорректно пользовались ап паратом, забыли об операции снятия налич ных или одолжили карточку недобросовест ным знакомым, став жертвами так называе мого «дружеского кардинга». <...> Андрей Пилишенко Начальник отдела «Системы специального назначения <...>