ISBN 978-5-98594-550-8 В монографии анализируются теоретические основания, особенности и практика применения фитнес-технологий в системе оздоровительной тренировки лиц зрелого возраста. <...> Описана программа оздоровительно-кондиционной тренировки женщин 35–45 лет с излишней массой тела, а также результаты её экспериментальной апробации. <...> ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА . <...> Уровень и особенности физической кондиции лиц зрелого возраста . <...> Столь критически низкий уровень вовлечённости лиц зрелого возраста в активные формы физкультурно-оздоровительных занятий неизбежно влечёт за собой ухудшение состояния здоровья, снижение уровня функциональной и физической подготовленности. <...> Среди таких средств и методов – современные системы оздоровительной (кондиционной или фитнес-) тренировки, в числе которых аэробная тренировка с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, упражнения на кардиотренажёрах и т.п.), оздоровительные виды гимнастики (ритмическая, атлетическая, водная и др.) и различные направления фитнеса (аэробика, шейпинг, стретчинг, пилатес, слайдинг и др.) <...> . Однако валеологический потенциал современных си5 стем оздоровительно-кондиционной тренировки, а также особенности его реализации с лицами зрелого возраста до сих пор оставались на периферии научных интересов отечественных и зарубежных специалистов. <...> Однако несмотря на богатый фонд имеющихся научных разработок, в теории и практике оздоровительной физической культуры до сих пор отсутствуют системные представления как о технологии педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий, так и о специфике педагогического проектирования занятий фитнесом с лицами зрелого возраста. <...> Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между назревшей социальной потребностью в укреплении здоровья и повышении уровня физической кондиции лиц зрелого возраста <...>
Педагогическое_проектирование_занятий_фитнесом_с_лицами_зрелого_возраста.pdf
С. В. Савин
О. Н. Степанова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ
С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Монография
Издательство УЦ «Перспектива»
Москва – 2015
Стр.1
УДК 371
ББК 75.1
П 24
Рецензенты:
А.А. Горелов,
Е.Г. Сайкина,
Б.Д. Юдин,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора
ФГБНУ «Институт социализации и образования» Российской
академии образования
доктор педагогических наук, профессор кафедры гимнастики
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена»
доктор медицинских наук, профессор кафедры теоретических
основ физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет»
Савин С.В., Степанова О.Н.
П 24 Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами
зрелого возраста: Монография. – М.: УЦ Перспектива, 2015. –
251 с.
ISBN 978-5-98594-550-8
В монографии анализируются теоретические основания,
особенности и практика применения фитнес-технологий в системе
оздоровительной тренировки лиц зрелого возраста. Представлены
авторские классификация фитнес-программ, концепция
(понятийный аппарат, методологические основания, принципы,
методы, средства, критерии и показатели результативности) и
технология (алгоритм) педагогического проектирования занятий
фитнесом с лицами зрелого возраста. Описана программа оздоровительно-кондиционной
тренировки женщин 35–45 лет с излишней
массой тела, а также результаты её экспериментальной апробации.
Издание
адресовано научным работникам, специалистам в
области оздоровительной физической культуры и фитнеса, работающим
с лицами зрелого возраста, а также преподавателям, аспирантам
и студентам вузов и факультетов физической культуры,
слушателям курсов и факультетов повышения квалификации.
УДК 371
ББК 75.1
ISBN 978-5-98594-550-8
С.В. Савин, О.Н. Степанова, 2015
Учебный центр «Перспектива», 2015
2
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................. 5
ГЛАВА 1. ФИТНЕС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ ЗРЕЛОГО
ВОЗРАСТА .............................................................................. 8
1.1. Состояние здоровья и особенности образа жизни
лиц зрелого возраста....................................................... 8
1.2. Уровень и особенности физической кондиции лиц
зрелого возраста ........................................................... 23
1.3. Влияние физических нагрузок на соматическое
здоровье и психологическое состояние лиц
зрелого возраста. .......................................................... 35
1.4. Виды, перспективы и особенности применения
фитнес-технологий в системе оздоровительной
тренировки лиц зрелого возраста ................................. 45
1.5. Особенности выбора и дозирования физических
нагрузок на занятиях фитнесом с лицами зрелого
возраста ........................................................................ 80
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ С ЛИЦАМИ ЗРЕЛОГО
ВОЗРАСТА. ........................................................................... 99
2.1. Анализ научных представлений по проблеме
педагогического проектирования ................................. 99
2.2. Теоретические и прикладные аспекты
проектировочной деятельности в сфере
физической культуры и спорта ................................... 116
2.3. Концепция и технология педагогического
проектирования занятий фитнесом с лицами
зрелого возраста ......................................................... 136
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ (на контингенте женщин
35–45 лет с излишней массой тела) ...................................... 161
3.1. Результаты фитнес-тестирования .................................. 161
3.2. Стратегия занятий фитнесом с женщинами
35–45 лет с излишней массой тела.............................. 173
3
Стр.3
3.3. Организация и содержание занятий фитнесом ........... 179
3.4. Экспериментальное обоснование эффективности
программы занятий фитнесом с женщинами
35–45 лет с излишней массой тела ........................... 195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................. 215
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................. 227
4
Стр.4