№ 18 (113) 2011
Выпуск 11
НАУЧНЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1995 г.
Журнал входит
в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых рекомендуется публикация
основных результатов диссертаций
на соискание ученых степеней
доктора и кандидата наук
Учредитель:
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Белгородский
государственный национальный исследовательский
университет» (НИУ «БелГУ»)
Издатель:
НИУ «БелГУ».
Издательско-полиграфический комплекс
НИУ «БелГУ»
Журнал зарегистрирован
в Федеральной службе по надзору
за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций
и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства
массовой информации ПИ № ФС 77-21121
от 19 мая 2005 г.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ЖУРНАЛА
Главный редактор
Л. Я. Дятченко,
ректор НИУ «БелГУ», доктор
социологических наук, профессор
Зам. главного редактора
В. В. Сокорев,
проректор по научной работе
НИУ «БелГУ», кандидат педагогических
наук
Ответственные секретари:
В. М. Московкин,
доктор географических наук, профессор
кафедры мировой экономики
НИУ «БелГУ»
Е. Н. Кролевецкая,
доцент кафедры педагогики НИУ
«БелГУ», кандидат педагогических наук
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
СЕРИИ ЖУРНАЛА
Главный редактор серии
А. П. Короченский,
доктор филологических наук,
профессор НИУ «БелГУ»
Заместители главного
редактора:
И. А. Нагорный,
доктор филологических наук,
профессор НИУ «БелГУ»
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Белгородского государственного университета
Гуманитарные науки
Филология Журналистика Педагогика
Психология
Belgorod State University
Scientific bulletin
Philology Journalism Pedagogy
Psychology
Содержание
РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Фраземосемиозис в свете когнитивно-прагматической теории текста.
Н. Ф. Алефиренко, Е. И. Перехватова 5
Особенности женских образов в фантастических повестях А. Ф. Вельтмана.
О. И. Виноградова, В. В. Липич 16
Конструирование гипертекстового тезауруса метаязыка науки.
С. В. Лесников 24
Художественный текст как отражение фрагмента действительности в методической
парадигме обучения иностранных учащихся текстовой деятельности.
Т. Н. Литвинова, Л. Л. Присная,
Л. А. Зубарева 32
Колебание и средства его репрезентации в русском языке.
И. А. Нагорный, А. И. Долженкова 37
Номинационный потенциал как репрезентант концепта «время» в сказочном
нарративе. Т. С. Соколова 45
Дейктики в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В. К. Харченко 53
«Языковые знаки» пространства как средство репрезентации национальной
картины мира в художественном тексте. Е. В. Черкашина,
И. И. Чумак-Жунь 59
Парадигматическая структура лексико-семантических групп имён прилагательных
русского языка. Г. М. Шипицына 66
Основные художественные течения и направления Cеребряного века.
Специфические черты. Е. С. Штанько 73
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
О некоторых особенностях заимствования и словообразования в
территориальных вариантах французского языка Африки (на материале
афрофранцузских прозвищ). Ж. Багана, А. Н. Лангнер 83
Репрезентация суггестивности текстов электронной коммерческой корреспонденции
(на материале английского и немецкого языков).
А. Е. Воробьева 95
К проблеме разграничения концепта и понятия: функциональностилистический
аспект. К. А. Колесникова 103
Концепт «религия» в когнитивно-дискурсивном аспекте (на материале
англоязычных художественных текстов).
С. Е. Максимова 111
Вербализация концепта «реитеративность» на материале индоевропейских
языков. П. С. Гуминов, С. А. Моисеева 119
Интерпретативный потенциал когнитивной карты в теории
транслятологии. Е. А. Огнева 125
Стр.1
2
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
О. Н. Прохорова,
доктор филологических наук,
профессор НИУ «БелГУ»
И. Ф. Исаев,
доктор педагогических наук,
профессор НИУ «БелГУ»
Н. И. Исаева,
доктор психологических наук,
профессор НИУ «БелГУ»
Члены редакционной коллегии:
М. Геруля,
доктор гуманитарных наук, профессор
Силезского университета, Катовице
и Высшей гуманитарной школы,
Сосновец (Польша)
К. Жиро,
доктор философии, профессор Барселонского
Автономного университета, директор
Департамента средств массовой информации,
коммуникации и культуры (Испания)
В. И. Лозовая,
доктор педагогических наук, профессор
Харьковского национального университета,
член-корреспондент Академии педагогических
наук (Украина)
У. Перси,
доктор филологии, профессор
Университета Бергамо (Италия)
А. А. Тертычный,
доктор филологических наук, профессор
факультета журналистики Московского
государственного университета
А. В. Фёдоров,
доктор педагогических наук, профессор,
проректор по научной работе Таганрогского
государственного педагогического
института, президент Российской
ассоциации медиапедагогики
Консультант
Е. А. Кожемякин,
доктор философских наук, профессор
НИУ «БелГУ»
Ответственный секретарь
И. И. Карпенко,
доцент факультета журналистики
НИУ «БелГУ», кандидат филологических
наук
Подготовка к выпуску Л. И. Фальковой
Оригинал-макет И. И. Карпенко,
И. В. Берлиной
e-mail: Korochensky@bsu.edu.ru
Подписано в печать 19.12.2011
Формат 60х84/8
Гарнитура Georgia, Impact.
Усл. п. л. 42,78
Тираж 1000 экз.
Заказ 321
Подписной индекс в каталоге агентства
«Роспечать» – 81470
Оригинал-макет тиражирован в Издательскополиграфическом
комплексе НИУ «БелГУ»
Адрес: 308015, г. Белгород,
ул. Победы, 85
Серия Гуманитарные науки. 2011. № 18 (113). Выпуск 11
__________________________________________________________________________
Преимущества когнитивного картирования в изучении лексики с общим
значением «психические процессы» (на материале английского языка).
О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай, И. А. Куприева 134
Абстрактные существительные как лингвистическая проблема (на материале
английского языка).
Е. В. Пупынина 142
Cпособы выражения экспрессивности в синтаксисе (на материале немецкого
языка). Е. Н. Рожкова 151
Французский мир и языковая личность. А. П. Седых 157
Особенности выражения концепта свой-чужой в современных англоязычных
фильмах. А. Ф. Юлдашбаев 164
Индексальная референция (на материале испанского языка).
E. В. Яковлева 171
ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Местная периодика в московском мегаполисе. А. Д. Золотых 181
Объективность как философская категория в журналистском дискурсе.
Е. А. Кожемякин 187
Историко-культурные истоки классификационного разнообразия жанровой
системы испаноязычной периодики. А. П. Короченский 195
Журналистский гипертекст в системе массмедийной интернеткоммуникации.
М. С. Мыгаль, И. И. Карпенко 201
Публицистика Татьяны Толстой: риторика социального текста.
А. В. Полонский, М. С. Донникова 209
Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция
и современность. И. А. Суховеева 214
Самодеятельная школьная педагогика как фактор развития медиакомпетентности
юных россиян. Е. М. Талалаева 226
Амбивалетность как свойство речевой агрессии. М. Н. Черкасова 232
ПЕДАГОГИКА
Реализация личностно-ориентированного подхода в условиях контроля
учебных достижений студентов. О. В. Галустян 242
Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации
педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
О. В. Заславская, Е. И. Жукова 248
Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической
компетентности в оценке учебных достижений школьников.
Е. В. Иващенко 260
Организационно-экономические основы управления компетентностной
идентификацией в системе профессионального образования.
Ю. В. Киселевич 270
Формирование коммуникативной и межкультурной компетенций в процессе
обучения студентов иностранному языку. А. П. Пересыпкин,
Л. В. Цурикова, Н. Л. Гусакова, Е. Н. Бочарова 277
Изучение состояния музыкально-педагогического краеведения в подготовке
будущих учителей музыки. Т. И. Степанова 283
ПСИХОЛОГИЯ
Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных
профессий. М. В. Киреева 288
Особенности межкультурной компетентности представителей различных
профессиональных групп. Е. П. Непочатых 294
Теоретическая модель педагогического коллектива как субъекта
инновационной деятельности. Т. Н. Разуваева 300
Сведения об авторах 307
Информация для авторов 311
© Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2011
Стр.2
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
___________________________________________________________________________
3
Серия Гуманитарные науки. 2011. № 18 (113). Выпуск 11
№ 18 (113) 2011
Issue 11
Scientific reviewing journal
Founded in 1995
The Journal is included into the nomenclature
of the leading reviewing journals and
publications issued in the Russian Federation
that are recommended for publishing
the key results of the theses for Doctor and
Candidate degree-seeking.
Founder:
Federal state autonomous educational
establishment of higher professional
education «Belgorod National Research
University»
Publisher:
Belgorod National Research University.
Belgorod National Research University
Press
The journal is registered in Federal service
of control over law compliance in the
sphere of mass media and protection
of cultural heritage
Certificate of registration of mass media
ПИ № ФС 77-21121 May, 19 2005.
EDITORIAL BOARD
Chief editor
L. Y. Dyatchenko,
Rector of Belgorod National Research
University, doctor of sociological sciences,
Professor
Deputy editor-in-chief
V. V. Sokorev,
Vice-rector for scientific research
of Belgorod National Research University,
candidate of pedagogical sciences
Assistant Editors
V. M. Moskovkin,
Doctor of geographical sciences, Professor
of world economy department Belgorod
National Research University
E. N. Krolevetskaya,
Candidate of pedagogical sciences,
associate professor of Pedagogics
department of Belgorod National Research
University
EDITORIAL BOARD OF JOURNAL
SERIES
Chief editor:
A. P. Korochenskiy,
Doctor of Philological Sciences,
Professor (Belgorod National Research
University)
Belgorod State University
Scientific bulletin
Humanities
Philology Journalism Pedagogy Psychology
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Белгородского государственного университета
Гуманитарные науки
Филология Журналистика Педагогика
Психология
Contents
RUSSIAN PHILOLOGY
Phraseological unit Generation in the Light of cognitive-pragmatical Text
Theory. N. F. Alefirenko, Е. I. Perekhvatova 5
Specific Features of Women Images in Veltman’s Novells.
O. I. Vinogradova, V. V. Lipich 16
Construction of Hypertext Thesaurus of Metalanguage of science.
S. V. Lesnikov 24
Art Text as Reflection of the Fragment of the Reality in the methodical Paradigm
of Training of foreign Students for text Activity. T. N. Litvinova,
L. L. Prisnaja, L. A. Zubareva 32
Hesitation and Means of its Representation in the Russian Language.
I. A. Nagornyy, A. I. Dolzenkova 37
Nominationаl Potential as Repraesentant of the Concept “Time” in the tale
Narrative. T. S. Sokolova 45
Deictic words in M. Bulgakov’s Novel “Master and Margarita”.
V. K. Kharchenko 53
"Linguistic Signs" of Space as a Means of Representation of the national Picture
of World in the art Text. E. V. Cherkashina,
I. I. Chumak-Zhun 59
Paradigmatic Structure of lexico-semantic Groups of Adjectives in the Russian
Language. G. M. Shipitsina 66
Main art Trends and Currents of Silver Age. Peculiar Features.
E. S. Shtanko 73
ROMANIC-GERMAN PHILOLOGY
Loanword and word-building Features of local Variants of the French Language
of Africa (the Afro-French nicknames Studies).
J. Baghana, A. N. Langner 83
Representation of the Suggestibility of electronic Business Letters (in English
and German). A. E. Vorobyova 95
On Correlation of Concept and Notion: functional and stylistic Aspect.
K. A. Kolesnikova 103
Concept “Religion” in cognitive-discursive Aspect. S. Ye. Maksimova 111
Verbalisation of the Concept “Reiterativity” in Indo-European Languages.
P. S. Guminov, S. A. Moiseeva 119
Interpretative potential of cognitive Map in the Theory of Translation.
H. A. Ogneva 125
Benefits of mind mapping Procedure while analyzing the lexical Units naming
psychical Processes (on the Material of the English Language). O. N. Prokhorova,
I. V. Chekulai, I. А. Kuprieva 134
Abstract Nouns as a linguistic Problem in the English Language.
E. V. Pupynina 142
Стр.3
4
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
I. A. Nagorniy,
Doctor of Philological Sciences,
Professor (Belgorod National Research
University)
O. N. Prohorova,
Doctor of Philological Sciences,
Professor (Belgorod National Research
University)
I. F. Isaev,
Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor (Belgorod National Research
University)
N. I. Isaeva,
Doctor of Psychological Sciences,
Professor (Belgorod National Research
University)
Members of Editorial Board:
M. Gierula,
Doctor of Humanities, professor of Silesian
University, Katowice, professor
of High School of Humanities, Sosnowiec
(Poland)
X. Giro,
PhD, professor of Autonomous University
of Barcelona, director of Department
of Mass Media, Communication and
Culture (Spain)
V. I. Lozovaya
Doctor of Pedagogy, professor of Kharkov
National University, member of Academy
of Pedagogical Science (Ukraine)
H. Persi,
Doctor of Philology, professor
of University of Bergamo (Italy)
A. A. Tertychniy,
Doctor of Philosophical Sciences,
professor of Faculty of Journalism
of Moscow State University
A. V. Fedorov,
Doctor of Pedagogy, professor, vice-rector
of Taganrog State Pedagogical Institute,
president of Russian Association of Media
Pedagogy
Consultant:
E. A. Kozhemyakin,
Doctor of Philosophical Sciences,
professor (Belgorod National Research
University)
Responsible secretary:
I. I. Karpenko,
Associate Professor of the Faculty of Journalism
(Belgorod National Research University)
Prepared
for release L. I. Falkova
Dummy layout by I. I. Karpenko,
I. V. Berlina
e-mail: Korochensky@bsu.edu.ru
Passed for printing 19.12. 2011
Format 60х84/8
Typeface Georgia, Impact
Printer’s sheets 42,78
Circulation 1000 copies
Order 321
Subscription reference in Rospechat’ agency
catalogue – 81470
Dummy layout is replicated
at Belgorod National Research University
Publishing House
Address: 85, Pobedy Str., Belgorod,
Russia, 308015
© Belgorod National Research University, 2011
Серия Гуманитарные науки. 2011. № 18 (113). Выпуск 11
__________________________________________________________________________
Deputies of chief editor:
Methods of Expressivity in Syntax (on the Material of German Language).
E. N. Rozhkova 151
French World and linguistic Identity. A. P. Sedykh 157
Peculiarities of Realization of the Concept Own-Alien in modern Englishspoken
Films. A. F. Yuldashbaev 164
Indexical Reference (on the Material of the Spanish Language).
E. V. Yakovleva 171
JOURNALISM AND PR
Local Press in Moscow Megalopolis. A. D. Zolotykh 181
Objectivity: a philosophical Category in journalistic Discourse.
E. A. Kozhemyakin 187
Historical and cultural Sources of Diversity in Classifications of Genres of Hispanic-language
periodical Press. A. P. Korochensky 195
Journalistic Hypertext in the System of the mass-media
Internet Communications M. S. Mygal, I. I. Karpenko 201
Tatyana Tolstaya's publicistic Works: rhetoric of the social Text.
А. V. Polonskiy, M. S. Donnikova 209
Criminal-law Programs of Russian TV-Broadcasting: History and modern
Times. I. A. Suhoveeva 214
School’s Periodicals and the Development of Media Competence of young
Russians. Е. М. Talalaevа 226
Ambivalency as a Property of verbal Aggression. M. N. Cherkasova 232
PEDAGOGICS
Realization of personal-oriented Approach under the students’ achievements
Evaluations. O. V. Galustyan 242
Remote Technologies of improvement of professional Qualifications of Teachers
of Children with Disabilities. O. V. Zaslavskaya, E. I. Zhukova 248
Creation of the pedagogical Competence of Assessment of educational
Achievements in the Work of the future Teachers of lower Grades.
Е. V. Ivashshenko 260
Organizational-economic Bases of Management of Competence Identification in
vocational training System. Y.V. Kiselevich 270
Development of communicational and cross-cultural competence in terms of
teaching foreign languages for students A. P. Peresypkn, L. V. Tsurikova,
N. L. Gusakova, E. N. Bocharova 277
Estimation of musical-pedagogical regional Studies in the Training of future
music Teachers. T. I. Stepanova 283
PSYCHOLOGY
Stress-stability as a Component of Culture of the Person focused Professions.
M. V. Kireeva 288
Features of intercultural Competence of Representatives of various professional
Groups. E. P. Nepochatykh 294
Theoretical Model of pedagogical Team as an innovation activity Subject.
Е. Т. Razuvaeva 300
Information about Authors 307
Information for Authors 311
Стр.4