Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах . <...> Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. <...> Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. <...> Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание — репрезентация ответственности, сомнительности и условности. <...> Christian hymn TE DEUM: the study of the text and melodic archetypes . <...> E-mail: etrubenok@yandex.ru ХРИСТИАНСКИЙ ГИМН TE DEUM: К ВОПРОСУ О ТЕКСТОВЫХ И МЕЛОДИЧЕСКИХ АРХЕТИПАХ Е. А. <...> ТРУБЕНОК Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. <...> Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. <...> В качестве архетипов Te Deum выступают его словесный текст и каноническая мелодия. <...> Но по отношению к самому тексту-первоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных песнопений, — псалмы и псалмовые тоны. <...> Генезис текста и мелодии Te Deum определяется опорой гимна на традицию псалмового пения и корпус христианских текстов, в особенности — Псалтири. <...> Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. <...> Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. <...> В качестве мелодического архетипа традиционно выступает каноническая мелодия Te Deum, содержащаяся в Liber Usualis в двух вариантах — торжественный тон (tonus solemnis) и простой тон (tonus simplex). <...> В композиторских обработках часто цитируются фрагменты канонической мелодии Te Deum (в отдельных обработках мелодия гимна воспроизводится полностью, как, например, в двух Te Deum Листа, но в таком случае можно говорить о сквозной хоральной обработке). <...> В композиторских обработках в течение длительной жанровой эволюции в качестве архетипов принимаются текст Te Deum и его каноническая мелодия. <...> Но по отношению к самому текступервоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2014.pdf
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 1 (13). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРУБЕНОК Е. А.
Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых
и мелодических архетипах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ГУДКОВ А. Г.
Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца
и его символико-аллегорическая интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЩЕДРИНА К. А.
Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона.
Репрезентация власти в искусстве середины XVII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
БАРАНОВА С. И.
Реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца.
Степень достоверности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
ВИНОГРАДОВА Е. А.
«Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г.
«Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания
Вологодского государственного музея-заповедника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
КЛЮКИНА А. В.
Зодчий Родион Казаков (1754–1803): новые сведения о жизни
и постройках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
КУТАСЕВИЧ А. В.
Музыкально-тематические параллели в творчестве
Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования
и вопросы авторства сочинений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ЖЕРДЕВ В. В.
Художественный ансамбль церкви св. Елизаветы в Висбадене:
персоналии и тенденции немецкого искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
АРТЕМОВА Е. Г.
Прот. М. А. Лисицын — идеолог Нового направления духовной музыки . . . . . . . 136
3
Стр.3
Содержание
ВАНЕЯН С. С.
Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание —
репрезентация ответственности, сомнительности и условности.
Три английских и четыре немецких послевоенных текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
ГУЛЯНИЦКАЯ Н. С.
Современное музыкально-сакральное пространство:
события, факты, деятели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
ХРОНИКА
О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство»
на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
TRUBENOK E. A.
Christian hymn TE DEUM: the study of the text and melodic archetypes . . . . . . . . . . . . 9
GUDKOV A. G.
The pen and the scroll: the tools of medieval scribe and their symbolic
and allegorical interpretations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
SCHEDRINA K. A.
Regalia of Tsar Alexey Mikhailovich and Patriarch Nikon.
Representation of power in art of the XVII century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
BARANOVA S. I.
Reconstructions of heaters and stoves of the Kolomenskoye palace.
The degree of authenticity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
VINOGRADOVA E. A.
The icon “Our Lady of Vladimir” painted in 1707 by Boris Deomidov
from the Vologda State Museum's collection . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
KLUKINA A. V.
The architect Rodion Kazakov (1754–1803): the new facts about his life
and buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
KUTASEVYCH A. V.
Music Thematic Analogies in the Works by Stepan Degtyarev
and Artem Vedel. The Phenomenon of Borrowing and the Issues
of the Authorship of the Works . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ZHERDYEV V. V.
Artistic ensemble of the St. Elizabeth orthodox church in Wiesbaden:
personalities and tendencies of the German Art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
ARTEMOVA E. G.
Fr. M. A. Lisitsyn — the ideologist of the New direction of Sacred Music . . . . . . . . . . . .136
VANEYAN S. S.
Gombrich, Hoff man and Ackerman: study of art as representation
of responsibility, doubtfulness and convention . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
5
Стр.5
Contents
GULYANITSKAYA N. S.
The contemporary music-sucred space: musical events, facts,
personalities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
CHRONICLE
XXIV Annual Theology Conference: Sections «Church Singing»
and «Christian Art» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.6