Министерство образования и науки Российской Федерации
_____
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА
И ШКОЛ-ПАРТНЁРОВ
В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
(НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКИИ)
Элиста 2014
1
Стр.1
ББК Ч448.44(2Рос.Калм)+Ч420.242(2Рос.Калм)
УДК 378:373.5:37.013:001.895
С 334
Авторы:
Г. М. Борликов (глава 3), С. В. Даржинова (введение, глава 4, заключение),
З. О. Кекеева (глава 1 и 2), А. С. Мутырова (глава 3, приложение),
Т. И. Питкиева (глава 5)
Сетевое взаимодействие университета и школ-партнёров в профильном
обучении (на примере Калмыкии) [Текст] / Г.М. Борликов [и
др.]; под науч. ред. проф. Г.М. Борликова, С.В. Даржиновой (отв. ред.). –
Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2014. – 96 с.
ISBN 978-5-91458-159-3
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы сетевого
взаимодействия вуза и школ-партнеров в профильном обучении. На
примере опыта работы Калмыцкого государственного университета со
школами-партнёрами представлены модель сетевого музейного взаимодействия
и региональная модель сетевого взаимодействия, как инновационная
составляющая в духовно-нравственном воспитании личности.
Адресовано специалистам в области педагогического образования, руководителям
системы управления образованием, студентам педагогических
специальностей и направлений высших учебных заведений, преподавателям
педагогики и психологии.
Научные редакторы:
д-р пед. наук, профессор Г.М. Борликов;
канд. пед. наук, доцент С.В. Даржинова
ISBN 978-5-91458-159-3
Издание подготовлено при финансовой поддержке РГНФ
Проект № 13-16-08001
©ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014
© Авторы, 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы профильного
обучения школьников в сетевой структуре культурнообразовательного
пространства университета
1.1. Профильное обучение как приоритетное направление в
модернизации содержания школьного образования ....................................... 7
1.2. Подходы к сетевой организации профильного обучения в
современной школе ........................................................................................... 17
Глава 2. Управление сетевой структурой культурнообразовательного
пространства университета в
профессиональном становлении педагогических кадров
2.1. Сетевое взаимодействие в сфере образования как
инновационная технология .............................................................................. 24
2.2. Подготовка педагогических кадров в сетевом взаимодействии
культурно-образовательного пространства университета ........................... 30
Глава 3. Методология построения сетевого взаимодействия
вуза и школ-партнёров в Калмыкии
3.1. Сетевое взаимодействие в сфере образования как
инновационная технология .............................................................................. 41
3.2. Сетевое взаимодействие в сфере образования как
развивающийся процесс ................................................................................... 57
Глава 4. Сетевое взаимодействие в контексте духовнонравственного
воспитания личности
4.1. Региональное сетевое взаимодействие как инновационная
составляющая духовно-нравственного воспитания личности ..................... 65
4.2. Сетевое музейное взаимодействие как фактор реализации
профильного обучения старшеклассников .................................................... 72
Глава 5. Сетевое взаимодействие инновационного
образовательного учреждения в профильном обучении
(на примере МБОУ «Элистинский лицей»)
5.1. Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая
в профильном обучении ................................................................................... 77
5.2. Формы сетевого взаимодействия в реализации профильного
обучения (на примере МБОУ «Элистинский лицей») .................................. 82
Заключение ................................................................................................. 92
Приложение ................................................................................................ 93
Сведения об авторах ................................................................................. 95
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего
образования РФ совершенствование профильного обучения на старшей
ступени общеобразовательной школы в целях обеспечения профессиональной
ориентации и самоопределения обучающихся отнесено к числу приоритетных
направлений. В документе ставится задача создания системы специализированной
подготовки (профильного обучения) старшеклассников,
ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию с учетом
реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей
и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего
и высшего профессионального образования. Большая работа по решению
поставленной задачи в образовательных учреждениях проводится.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного
обучения, до решения обозначенной проблемы ещё далеко. Проведенное
нами анкетирование 200 руководителей и педагогов муниципальных
образовательных учреждений Калмыкии, позволило выявить следующие
проблемы:
- при выборе профиля обучения (неустойчивость предпочтений учащихся;
несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся и
др.);
- проблема подготовки педагогических кадров (недостаток подготовленных
учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов);
-
проблемы организации (недостаточная проработанность взаимоотношений
«школа – профессиональное учебное заведение», «школа – предприятие»;
-
перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра
для профильных классов;
- сложности в переходе на индивидуальный учебный план и др.;
- проблемы в учебно-методическом обеспечении (недостаточное учебнометодическое
обеспечение профильного обучения;
- сложности с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ
при организации индивидуальной образовательной траектории для конкретного
учащегося и др.).
Перечисленные проблемы довольно сложно решать в отдельном образовательном
учреждении. Более успешное их решение возможно в масштабах
регионального образования в процессе сетевого взаимодействия университета,
образовательных учреждений и социальных партнеров.
Необходимо отметить, что модернизация системы образования, обозначенная
в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., диктует
необходимость привлечения ресурсов субъектов деятельности в системе
образования через организацию сетевого взаимодействия образовательных
4
Стр.4
учреждений и социальных партнеров в сфере реализации профильного обучения
старшеклассников.
В сетевом взаимодействии первичным элементом сетевого объединения
выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар,
встреча, обмен информацией и т.п.). Инновации в условиях образовательной
сети приобретают эволюционный характер, что обеспечивает субъектам
взаимодействия непрерывный обмен информацией, опытом, ресурсами,
а в целом способствует высокоэффективной инновационной системе взаимодействия
университета, образовательных учреждений и других сообществ
между собой.
Однако, на наш взгляд, для достижения значимых социальнообразовательных
результатов в этом сетевом взаимодействии, требуется
решение достаточно большого количества задач: подготовка учителей, реализующих
содержание программ профильных предметов; выбор социальных
партнеров, оформление правовой и содержательной основы взаимодействия
учреждений; планирование сетевого учебного процесса; определение
ресурсного обеспечения; формирование контингента обучающихся по сетевым
учебным программам; определение направлений и количества профилей
обучения старшеклассников и многое другое.
В этой связи, возникает необходимость исследования сетевого взаимодействия
вуза и школ-партнёров в профильном обучении в регионе с целью
выявления основных подходов, организационно-педагогических условий,
определения критериев оценки его эффективности.
Представленная монография отражает результаты исследования, в котором
определены и сформулированы требования к содержанию сетевого
взаимодействия университета и школ-партнеров в реализации профильного
обучения старшеклассников; уточнены подходы к реализации профильного
обучения на основе такого взаимодействия, что существенно дополнит теоретические
основы профильного обучения; разработаны эффективные формы
сотрудничества университета и школ-партнеров по реализации профильного
обучения.
В рамках исследования авторами были разработаны и реализованы на
практике модель сетевого музейного взаимодействия и региональная модель
сетевого взаимодействия как инновационная составляющая духовнонравственного
развития личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологическая
теория развития личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция личностно
ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская,
А.Г. Гостев, Э.Ф. Зеер, М.Е. Кузнецов, Л.М. Митина, В.В. Сериков, И.С.
Якиманская и др.); концепции профессионально-педагогического образования
(С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.); идеи
и положения общей и профессиональной педагогики (П.К. Анохин, А.С.
5
Стр.5