МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ДАЙНЕКО В. Г.
ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж 2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в экономику инноваций.
Тема 2 Инновации, их сущность и классификация. Модели инновационного процесса.
Тема
3. Научно-образовательный комплекс в экономике инноваций.
Тема 4. Инновационное предпринимательство.
Тема 5. Национальная инновационная система (НИС). Инфраструктура экономики
инноваций.
Тема 6. Государственная инновационная политика.
Литература.
Тема 1. Введение в экономику инноваций
1. Теория постиндустриальной экономики и формирование теоретических основ
инновационной экономики.
2. Технологические уклады в экономике.
3.Основные субъекты инновационной экономики.
4. Показатели инновационного развития экономики.
1. В условиях высокоразвитой индустриальной экономики особую роль в экономическом
развитии приобрели достижения научно-технической революции и их эффективное
применение. Большое значение имеют информационные технологии.
Возникли теории новой экономики, связанной с использованием знаний, интеллекта
и научно-технических достижений. Появились теория постиндустриального общества
Д.Бэлла, который считал, что университеты станут главными институтами новой
экономики, теория общества знаний Ф.Махлупа и П.Друкера, который считал основным
двигателем развития новые знания интеллектуальных работников, теория сетевого
общества М.Кастельса, теория человеческого капитала Г.Беккера, теория интеллектуального
капитала и другие. В результате новую формирующуюся экономику стали
называть индустрией знаний (термин ввел Ф.Махлуп в 1962 г.), экономика, основанная
на знаниях, экономика инноваций (термин использует В.Л. Макаров). Объединяющим
в этих концепциях становится главная закономерность новой экономики – применение
знаний и их воспроизводство обеспечивает поток инноваций, эффективность и
развитие экономики. В этом смысле правомерно называть новую экономику экономикой
инноваций.
Неоклассики Ф.Хайек и М.Фридмен обосновывали взгляд на рынок как глобальную
информационную систему, в которой имеется «рассеянное знание» о потребностях
и их конкретных характеристиках, о производственных и технологических возможностях,
о ценах и др. Также в эту систему включаются обычаи, традиции, правила, мода и
другие формы скрытого, неявного знания, которые рыночные агенты используют неосознанно.
Таким образом, они считают, что рынок содержит достаточно интеллектуальных
технологий и инструментов исследований и получения нового знания и поэтому
не следует вмешиваться в этот «расширяющийся порядок» (несмотря на удлинение
цепочек связей людей в условиях современного рынка, высокую степень риска), и с
помощью рыночного механизма возможно добиться максимальных результатов с наименьшими
затратами.
Обобщая выводы этих теорий и практику развития современной экономики можно
выделить следующие черты экономики инноваций. 1. Ведущую роль и приоритет
имеет человеческий капитал. 2. Воспроизводство знаний, их масштабная коммерциали3
Стр.3
Каждый из субъектов выполняет свою роль в инновационном процессе. 1. Наиболее
многочисленным является слой новаторов – этим термином называют всех тех, кто
выдвигает новые идеи, предлагает новые решения в разных сферах экономической
жизни. К ним относятся изобретатели, инженеры, работники, предлагающие усовершенствования
продуктов и технологий (рацпредложения), ученые и исследователи,
преподаватели вузов, менеджеры и другие инициативные работники. 2. Инновационноактивные
фирмы, которые осваивают новые идеи, превращают их в готовые интеллектуальные
и инновационные продукты на основе организации собственных научноисследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР). 3. Фирмы - имитаторы,
которые приобретая лицензии на рынке интеллектуальных продуктов или создавая
собственные модификации новых товаров осуществляют массовое производство и
обеспечивают распространение (диффузию) новинок в обществе. 4. Институты инновационной
инфраструктуры, включающие банки, инвестиционные компании, венчурные
фонды, которые обеспечивают инвестиционными ресурсами инновационные проекты
на разных стадиях инновационного процесса, патентные организации и службы, предлагающие
выбор интеллектуальных продуктов, ярмарки новинок в разных отраслях,
консалтинговые фирмы, осуществляющие сопровождение производство инновационных
продуктов и другие.
4. Анализ инновационного развития основывается на статистических показателях.
Статистика инноваций ведется в России с 1994 года с учетом сопоставимости с международными
стандартами (Руководство ОСЛО). Основным объектом анализа являются
технологические инновации (продуктовые и процессные), а также маркетинговые, организационные,
экологические, стратегические, управленческие, эстетические. Существуют
две статистические формы: форма №4 Инновация - «сведения об инновационной
деятельности организаций», а также форма №2 МП-Инновация (для малых предприятий).
Статистика
инновационного развития включает несколько секторов: 1) наука
(число организаций, внутренние затраты на научные исследования и другие); 2) образование
(доля занятых, имеющих высшее образование, численность студентов, ученых,
их возраст и т.д.); 3) технологические инновации (создание передовых производственных
технологий, использование передовых технологий и др.); 4) Интернет и электронная
коммерция (использование компьютеров в фирмах и домохозяйствах, доступ и использование
интернета). Особо следует выделить показатели инновационной активности
и результативности фирм, в том числе: доля инновационно-активных предприятий,
доля инновационных товаров.
Определенную информацию дают следующие индексы: 1. Международный инновационный
индекс (глобальный инновационный индекс) - разработан в Бостонской
консультационной группе для обобщенной оценки результативности инновационной
деятельности и активности госструктур в ее поддержке (наиболее высокий индекс у
Сингапура, Кореи, Швейцарии). 2. Индекс консалтинговой фирмы Блумберг. 3. Индекс
экономики знаний, разработанный в 2004 году специалистами Всемирного банка,
включает 109 показателей, объединенных в четыре группы: индекс экономического и
институционального режима, индекс образования, индекс инноваций, индекс информационных
и коммуникационных технологий. По каждой группе выставляется оценка в
баллах – от 1 до 10. В итоге индекс экономики знаний определяется как среднее значение
из четырех индексов (в лидерах по этому показателю Швеция, Дания, Финляндия, у
этих стран индекс более 9, наша страна заняла 55 место - индекс - более 7).
Вопросы для обсуждения и задания для самостоятельной работы.
1. Какие идеи сформировали теорию инновационного развития?
2. Какую роль в современной экономике играет человеческий капитал?
6
Стр.6
3. Приведите примеры кардинальных изменений в развитии экономики в
связи с появлением принципиально новой технологии.
4. Сделайте анализ инновационного развития экономики России, используя
данные сайта Федеральной службы госстатистики (Росстата) www.gks.ru (рубрика
официальная статистика, раздел «наука, инновации и информационное
общество»), в том числе проанализируйте основные показатели инновационной
деятельности, развития научной сферы и образования. Проанализируйте динамику
показателей за несколько лет и сформулируйте выводы о происходящих
изменениях.
5.
Каковы особенности развития инновационной экономики в России?
Тема
2. Инновации, их сущность и классификация. Модели инновационного
процесса
1. Сущность и основные свойства инноваций.
2. Классификация инноваций. Инновации в сфере коммерции.
3. Содержание инновационного процесса.
4. Модели инновационного процесса.
1. В инновационной сфере важно различать новшества и инновации. Новшеством
называются интеллектуальные продукты, воплощающие новые знания, новые методы и
решения организационных и технических проблем. Инновация понимается в двояком
смысле: как процесс внедрения и использования новшества и как результат креативной
деятельности в научной, технической и экономической сфере. Инновация – это результат
использования достижений науки и передового опыта, воплощенный, прежде всего,
в инновационном товаре или услуге. Основные черты инновации: новизна, возможность
практического использования в производстве (применимость), получение коммерческой
выгоды (коммерциализируемость), то есть потенциал получения дохода или
иной выгоды при выведении на рынок. Инновации – это, по сути, форма эффективной
коммерциализации комплекса знаний.
В международных рекомендациях ОЭСР («Руководство Фраскати») под инновацией
понимается конечный результат инновационной деятельности в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или в форме нового или усовершенствованного
технологического процесса, применяемого в организационноэкономической
деятельности. Главное отличие инновации от новшества состоит в получении
коммерческой выгоды от практического использования. Поэтому основной
экономический интерес инновационной деятельности связан со стремлением получить
высокие прибыли, а также укрепить положение фирмы на рынке, приобрести конкурентные
преимущества. Инновации непосредственно связаны с рынком, неудовлетворенным
спросом, формированием новых сегментов, отысканием новых способов удовлетворения
потребностей.
2. Классификацию инноваций осуществляют по нескольким признакам. По содержанию
инновации бывают: производственные, организационно-управленческие,
финансовые (использование новых финансовых инструментов и технологий), маркетинговые,
социальные (связаны с улучшением условий жизни, экологией, безопасностью,
повышением досуга и культурного уровня населения). По степени новизны и значимости
различают (предложено Г.Меншем): базисные инновации (принципиально новые
продукты и технологии, что может привести к появлению новых отраслей), улучшающие
инновации (значительные усовершенствования продукта и методов производства),
псевдоинновации (небольшие модификации и технические изменения в про7
Стр.7
дукте при прежней конструктивной схеме, в частности, замена материалов, компонентов
и изменение дизайна). По типу новизны для рынка могут быть инновации отдельного
предприятия, в масштабах отрасти, региона или мирового хозяйства. По форме
результатов различают продуктовые инновации и процессные технологические инновации.
Одним
из первых исследовал нововведения Й. Шумпетер в связи с изучением
проблем теории экономического развития. Под нововведениями он понимает новые
комбинации и изменения в развитии: введение нового продукта, нового метода производства,
открытие нового рынка, на котором впервые появляются продукты конкретной
фирмы или отрасли, открытие новых источников сырья, внедрение новой организационной
структуры в какой-либо сфере производства. Впоследствии эти нововведения Й.
Шумпетер называет инновациями, также он ввел понятие кластера инноваций, совокупности
базисных инноваций, применяемых в определенный период времени. Зарождению
таких кластеров инноваций способствуют крупные научные открытия, однако
следует учитывать, что инновации появляются не равномерно, и чередование их появления
связано со сменой технологических укладов и циклами деловой активности.
Важной характеристикой инновации является её жизненный цикл – период времени от
зарождения замысла и идеи до её воплощения в инновационных продуктах и технологиях.
3.
Инновационный процесс – это многоэтапное создание и распространение инноваций.
В его основе лежит генерирование новых знаний и их использование с учетом
рыночной конъюнктуры. Таким образом, элементами инновационного процесса являются
новые знания, инновации, механизм коммерциализации (продажа и извлечение
предпринимателем прибыли благодаря удовлетворению новых потребностей). Обратите
внимание, что при осуществлении инновационного процесса имеется лаг (временной
разрыв) между различными элементами этого процесса, поэтому в инновационном
предпринимательстве постоянно необходимо преодолевать барьеры, связанные с трудностями
и задержками в практической реализации новых идей. Основными мотивами
инноваторов являются: получение конкурентных преимуществ и «снятие сливок» при
выводе на рынок нового продукта.
4. Исходя из практики последних десятилетий и сравнительного анализа инновационных
процессов в разных странах, были выделены линейные и системноинтегрированные
модели инновационного процесса. Линейная модель означает цепочку
последовательных действий, как правило, односторонне направленных к инновационному
результату. Существуют две разновидности линейной модели.
Во-первых, модель технологического толчка, когда исходным началом являются
фундаментальные исследования, переходящие в прикладные исследования и опытноконструкторские
разработки. Затем, в опытном производстве создается образец, осуществляется
пробный маркетинг и в нужной модификации организуется серийное производство
инновационного товара. Завершением служит диффузия инновации - процесс
кумулятивного увеличения числа последователей, т.е. тиражирование модификаций
инновационного продукта другими фирмами.
Во-вторых, модель рыночного вызова, основанная на глубоком изучении рыночного
спроса, скрытых потребностей, анализе научно-технических возможностей и соответствующей
патентной базы. На основе результатов маркетинговых исследований
организуются НИОКР и апробация образцов в опытном производстве с дальнейшим
переходом к серийному производству и завершением диффузией инноваций. Особенность
линейных моделей в том, что результаты одного этапа становятся входом для последующего
этапа. Особенная роль стала придаваться организации НИОКР и успехи
крупных инновационных компаний были связаны со значительными инвестициями в
8
Стр.8