Федеральное агентство но образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Есенова Т. С. <...> РУССКИЙ ЯЗЫК В КАЛМЫКИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ Элиста 2007 УДК 808.2 (470.47) ББКШ 141.2 (2 Рус. <...> Е 823 Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи: Монография - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2007. <...> В монографии описаны портреты языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмыкии, представляющих собой значимый социокультурный слой, на который ориентировано общественное сознание. <...> Основой для исследования портретов языковых личностей, а также лингвокультурных типажей, обобщенных образов людей, чье поведение и ценностные ориентации являются индикаторами этнического и социального своеобразия общества, послужил язык. <...> Портрет личности народного поэта Калмыкии Кугультинова Д.Н. <...> Картина мира калмыков в поэзии Кугультинова Д. Н. <...> Время в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н. <...> Пространство в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н. <...> В первой главе книги анализируются портреты языковых личностей выдающихся деятелей калмыцкой истории, науки, просвещения, культуры, в своей деятельности и языке отразивших характерные черты времени и общественной среды. <...> Если в ходе портретирования создается портрет конкретной языковой личности, то моделирование лингвокультурных типажей предполагает создание обобщенных образов людей, чье поведение и чьи ценностные ориентации определенным образом влияют на культуру в целом и служат индикаторами этнического и социального своеобразия общества. <...> В последующем появились работы, в которых исследовались портреты современного человека (Винокур 1989), говорящего * Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 07-04-36402 а/Ю) 6 7 (Ерофеева 1990), ребенка (Земская 1990), современного русского интеллигента (Крысин 2001), представителей <...>
Русский_язык_в_Калмыкии_социокультурные_портреты_и_лингвокультурные_типажи.pdf
УДК 808.2 (470.47) ББКШ
141.2 (2 Рус. Калм Е823
Рецензенты:
Доктор филологических наук, проф.
Института языкознания РАН
Пюрбеев Г. Ц.;
Доктор филологических наук, проф.
Волгоградского государственного
педагогического университета
Карасик В. И.
Есенова Т. С.
Е 823 Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты
и лингвокультурные типажи: Монография -
Элиста: Калм. гос. ун-т, 2007. - 192 с.
В монографии описаны портреты языковых личностей
выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмыкии,
представляющих собой значимый социокультурный слой, на который
ориентировано общественное сознание. Основой для исследования
портретов языковых личностей, а также лингвокультурных типажей,
обобщенных образов людей, чье поведение и ценностные ориентации
являются индикаторами этнического и социального своеобразия
общества, послужил язык.
Для преподавателей, аспирантов, студентов, широкого круга
читателей.
Оглавление
Введение ..............................................................................5
Глава 1. Портретирование как метод
социолингвистического исследования ....................6
1.2. Портреты языковых личностей
общественных деятелей, писателей,
журналистов, ученых, педагогов ...................9
1.2.1. Государственный деятель, писатель АмурСанан
А.М....................................................9
1.2.2. Военный корреспондент Инджиев Л.О.......... 23
1.2.3. Поэтесса Сангаджиева Б.Б............................ 36
1.2.4. Народный поэт, общественный деятель
Кугультинов Д.Н..........................................47
1.2.4.1. Портрет личности народного поэта
Калмыкии Кугультинова Д.Н........... 47
1.2.4.2. Картина мира калмыков в поэзии
Кугультинова Д. Н........................... 53
1.2.4.3. Человек в поэзии Кугультинова Д.Н. 56
1.2.4.4. Время в поэтической картине мира
Кугультинова Д.Н............................ 57
1.2.4.5. Пространство в поэтической картине
мира Кугультинова Д.Н.................... 66
1.2.4.6. Концепт «родина» в поэтическом
мире Кугультинова Д.Н.................... 74
К^ 978-5-94587-224-0
©Есенова Т.С., 2007
1.2.5. Поэт Кукарека Г.Г. ..................................... 79
1.2.6. Академик Эрдниев П.М............................... 87
1.2.7. Ученый-педагог МукаеваО.Д...................... 97
1.2.8. Журналист Илишкин Н.У. ...................... 103
3
Стр.2
Глава 2. Лингвокультурные типажи ..............................Ю7
2.1. Лингвокультурный типаж
как разновидность концепта ........................ 107
2.2. Интеллигент ................................................ \т,2
2.3. Животновод .............................................. 142
2.4. Учитель ..................................................... 150
2.5. Журналист ................................................. ]58
2.6. Подросток ...................................................]б5
Заключение ......................................................
174
Список использованных источников ........................]76
Словари ...............................................................
183
Введение
возрастающее значение. Это язык великой русской культуры,
страны,
Русский язык в современном мире приобретает все
занимающей важное геополитическое положение,
определяющей ход мировой истории. Будучи государственным
языком Российской Федерации, русский язык формирует
характерные черты личности, менталитет, мировоззрение,
гражданскую и общественную позиции, творческие и интеллектуальные
способности человека. Поэтому одним из объективных
способов изучения социолингвистической ситуации является
портретирование языковой личности. Путем исследования
портретов языковых личностей, представляющих определенный
социокультурный слой, изучаются языковые черты той эпохи и
среды, которые представляет портретируемый.
В настоящей монографии исследуется русский язык в
Калмыкии с использованием социолингвистических приемов. В
первой главе книги анализируются портреты языковых личностей
выдающихся деятелей калмыцкой истории, науки, просвещения,
культуры, в своей деятельности и языке отразивших характерные
черты времени и общественной среды.
Если в ходе портретирования создается портрет конкретной
языковой личности, то моделирование лингвокультурных типажей
предполагает создание обобщенных образов людей, чье поведение
и чьи ценностные ориентации определенным образом влияют на
культуру в целом и служат индикаторами этнического и
социального своеобразия общества. Описанию лингвокультурных
типажей посвящена Глава II настоящей монографии. В качестве
доминант современного калмыцкого общества выделены и
описаны лингвокультурные типажи «интеллигент», «учитель»,
«животновод», «журналист», «подросток». Рассматриваются
понятийная, ценностная, образная составляющие соответствующих
концептов на разнообразном языковом материале (словари, анкеты,
тексты).
4
5
Стр.3