Передельский А.А., Михалевский В.И., Ковылин М.М.
Психофизическая тренировка в
единоборствах, футболе, велоспорте
Монография
Москва 2012
Стр.1
Авторский коллектив:
А.А. Передельский – введение, глава 1, глава 2, заключение
В.И. Михалевский – глава 2
М. М. Ковылин – глава 3, глава 4
Рецензенты:
С.Д. Неверкович –доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», Членкорреспондент
РАО
М.М. Боген – доктор педагогических наук, профессор кафедры
теоретико-методологических основ физической культуры и спорта ФГБОУ
ВПО «РГУФКСМиТ»
В.Ф. Сопов – кандидат психологических наук, профессор, заведующий
кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», Действительный член
Международной академии психологических наук, заместитель начальника
отдела медико-психологического обеспечения сборных команд России
ФМБА
Стр.2
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Социально-педагогическая система единоборств (СПСЕ)…………
1.1. Определение, основные структурные компоненты и принцип
функционирования СПСЕ. Составные части образовательного процесса
единоборческой социально-педагогической системы…………………………
1.2. Философия единоборств…………………………………………………….
1.3. Философско-педагогические основы и принципиальные положения
единоборческой подготовки……………………………………………………..
1.4. Философия алгебры и геометрии единоборств……………………………
1.5. Концепция двигательного действия спортсменов единоборцев:
гносеолого-педагогический анализ……………………………………………..
1.6. Психогогика единоборств…………………………………………………..
Глава 2. Психолого-педагогический подход к совершенствованию
технико-тактического мастерства, скоростных и иных качеств футболистов
как основа экспериментальной методики в футболе………………………….
2.1. Методология управления эмоциями в футболе……………………….
2.2. К вопросу о биомеханике и психологии в педагогике футбола…………
2.3. Экспериментальное обоснование перспективности философской
методологии и психогогической методики единоборств в качестве
неспецифического тренировочного раздела в современном футболе…………
Глава 3. Диалектический подход к исследованию проблемы оптимального
управления двигательными действиями в тренировочно-соревновательном
процессе спортсменов-велосипедистов………………….
3.1. Управление формированием и совершенствованием двигательных
действий в искусственной среде: биомеханический подход………………….
3.2. Управление формированием и совершенствованием двигательных
комплексов в естественных условиях: психофизический подход…………….
Глава 4. Психолого-педагогическая экспериментальная разработка в
велоспорте…………………………………………………………………………
Стр.3
4.1. Рабочий план и программа психолого-педагогического эксперимента в
области психоуправления деятельностью спортсменов-велосипедистов……
4.2. Описание организации и проведения психолого-педагогического
эксперимента по методике психоуправления в велоспорте................................
Заключение………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………..
Стр.4
Введение
Психолого-педагогическая технология в спорте – тема уже не новая, но
чрезвычайно интересная как по обоснованно ожидаемым откровениям, так и
по причине не слишком глубокой разработанности. Что имеется в виду под
утверждением о недостаточной глубине довольно-таки многочисленных
зарубежных и отечественных психолого-педагогических публикаций в
области физкультурно-спортивной практики? Чтобы ответить на данный
вопрос, обратимся к книге А.В.Родионова «Психофизическая тренировка»
[см.Родионов А.В., 1995]. В кратком анонсе читаем: «В книге рассказывается
о том, как каждый из нас может правильно оценить свое состояние и как при
необходимости его улучшить. Достигается это методом психофизической
тренировки, специальной системой занятий, в основу которой положена
определенная физическая нагрузка в сочетании с приемами психической
регуляции. В ней содержатся рекомендации, специально разработанные
специалистами-психологами разных стран» [см.там же, с.2].
Мы далеки от мысли как-то критиковать эту своевременную,
актуальную и даже, на взгляд непрофессиональных психологов-практиков,
но зато тренеров высшей категории по разным видам спорта, очень
систематичную и практически полезную работу. Тем более, что в
дальнейшем мы многое позаимствуем из развернутых в ней теорий и
методики психофизической тренировки, в частности, для обоснования и
постановки эксперимента в области велоспорта. Обратим внимание на
ключевые слова: «в сочетании» и «специально разработанные». Мы
полагаем, что в них кроется вся суть, оставшаяся, так сказать, «за кадром»,
скрытая за подробным вербальным изложением. Прочтя и тщательно изучив
книгу А.В.Родионова, собравшего и обобщившего широкий спектр
современных психологических исследований и методик, мы лишь
укрепились, еще больше утвердились в правоте своего, первоначально
гипотетического предположения. Речь идет о том, что содержание
Стр.5
американских, шведских, немецких, российских психометодик, как это ни
странно звучит, не содержит явных упоминаний и прямых ссылок на
известные всему миру древние и средневековые восточные источники (за
исключением упоминания об индийской Раджа-йоги, да и то,
классифицируемой ни много ни мало, в качестве «науки о концентрации»)
[см.там же, с.37]. Между тем, косвенное влияние восточных (конфуцианских,
даосских, дзэн(чань)-буддийских) методик в работах западных ученых четко
прослеживается. Но…в системном развернутом виде это влияние как-то
нивелируется, ускользает, что придает современным психологическим
разработкам, в глазах знающего об этих методиках человека, видимость
поверхности и фрагментарности. К сожалению, очевидно, это действительно
так, по той причине, что современная западная психология так и не сумела
или не захотела фундаментально опереться на «отсталые» и «отжившие»
восточные теории и их религиозно-философские методологические
основания. Возможно, в этом факте отражается западный, прежде всего,
американский снобизм, нежелание американских психологов признаться в
том, что их гораздо более продвинутые учителя существовали вне
пространственно-временной зоны «великой американской культуры».
Возможно, есть иные причины и объяснения. К чему гадать? Как мы
полагаем, хватит простой констатации: современная спортивная психология
в недостаточной степени философична, она не признает или не осознает
своих восточных религиозно-философских оснований, корней.
Между тем, именно восточная, выросшая из религиозно-философских
доктрин, психогогика создала развернутую системную психофизическую
методологию и связанную с ней конкретную методику психофизической
тренировки. В них физическая нагрузка и приемы психической регуляции не
сочетаются друг с другом, а выступают в неразрывном единстве как одна и та
же неразделенная суть. В них «по определению» отсутствуют рекомендации,
специально разработанные для физкультурно-спортивной деятельности
специалистами-психологами по той причине, что сами учителя, мастера
Стр.6