1
М.М. Ковылин, А.А. Передельский
Велосипед в системе всеобщего и
непрерывного физического воспитания –
механизм формирования психофизического
здоровья личности
для работников системы общего
и профессионального образования
Монография
Москва 2012
Стр.1
2
Авторский коллектив:
М.М. Ковылин - раздел 2; раздел 3
П. В. Нестеров - раздел 1, глава 1
А.А. Передельский - раздел 1, раздел 2
Р.А. Султанова - раздел 1, глава 3
И.И. Друговская - раздел 1, глава 5
Рецензенты:
В.П. Демин – действительный член РАО, доктор искусствоведения,
профессор
С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
профессор
Стр.2
3
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………….7
Раздел 1. Комплексное научное обоснование системы всеобщего и
непрерывного воспитания……………………………………………………...9
Глава 1. История. Трагедия Пьера де Кубертена или о научно-философской
парадигме спорта и олимпизма…………………………………………………..9
Глава 2. Философия и психология. Метанаучные социопсихологические
технологии и спорт………………………………………………………………24
Глава 3. Психология. К вопросу о влиянии гендерного фактора на ценностномотивационную
направленность
спортивной
деятельности
высококвалифицированных боксеров: от онтокинезиологического анализа к
психолого-педагогической технологии………………………………………...35
Глава 4. Педагогическая технология в системе всеобщего и непрерывного
физического воспитания в России……………………………………………...63
Глава 5. Проблемы и рекомендации спортивной и профилактической
медицины в контексте создания системы всеобщего и непрерывного
физического воспитания………………………………………………………...75
Раздел 2. Велоспорт и системные основы оптимального
управления………………………………………………………………………85
Введение. Основы социального управления и физкультурно-спортивный
процесс……………………………………………………………………………85
Глава 1 Научно-практические основы управления в велоспорте…………......93
1.1. Управление в сфере физической культуры и спорта: от философского
эссе к научно-практической концепции………………………………..............93
1.2. Велоспорт в
свете концепции социально-педагогической
системы………………………………………………………………………….107
Стр.3
4
Глава 2. Диалектический подход к исследованию проблемы оптимального
управления двигательными действиями в тренировочно-соревновательном
процессе спортсменов – велосипедистов…………………………………….130
2.1. Управление формированием и совершенствованием двигательных
действий
в
искусственной
среде:
подход………………………………………………………………………...…130
2.2. Управление формированием и совершенствованием двигательных
комплексов в естественных условиях:
биомеханический
психофизический
подход…………………………………………………………………………...135
Глава 3 Тактические основы управления спортивной деятельностью на
примере велоспорта…………………………………………………………….146
3.1. Общая концепция тактического управления……………………….….146
3.2. Специальная концепция оперативно-тактического управления в
велоспорте……………………………………………………………………….153
Глава 4. Общие онтокинезиологические рекомендации к разработке
двигательных комплексов велоспорта………………………………………...161
4.1. Философские и педагогические аспекты онтокинезиологии
человека…………………………………………………………………………161
4.2. Физкультурно-спортивная деятельность в свете поло-возрастных
особенностей онтогенеза человека…………………………………………….173
4.3. Сравнительный онтокинезиологический анализ сводной социограммы и
спортограммы велоспорта……………………………………………………...194
Глава 5. Велоспорт и стратегия управления физкультурно-спортивным
вузом……………………………………………………………………………..204
5.1. Концептуальные основы формирования стратегии управления вузом
сферы физической культуры, спорта и туризма: к вопросу о критическом
анализе идеальных представлений……………………………………………204
5.2. Возникновение, развитие и кризис идей либерализма в Европе и
Стр.4
5
Америке: политэкономический, политологический, социологический
анализ……………………………………………………………………………215
5.3. Альтернативные модели стратегии управления профильным вузом в
России начала XXI века и политико-экономические перспективы развития
велоспорта……………………………………………………………………….235
Заключение……………………………………………………………………...245
Раздел 3. Велосипедный спорт и велоподготовка как составная часть
Государственного Образовательного Стандарта по Физической
Культуре………………………………………………………………………..258
1. Пояснительная записка……………………………………………................258
2. Общая концепция и основные задачи физического воспитания и
спортивной подготовки, связанные с практикой массовой эксплуатации
спортивных и дорожных велосипедов………………………………………...260
2.1. Задачи на этапе общей физкультурной или предварительной
доспортивной подготовки……………………………………………………...263
2.2. Задачи на этапе специальной спортивной подготовки………..…...........264
2.3. Задачи этапа профессиональной велоспортивной общественно –
производственной практики…………………………………………………...265
2.4. Задачи бытовой и релаксационной практики……………………............266
3. Организационно – методические рекомендации к реализации основных
этапов физкультурно – спортивной велопрактики………..…........................266
4. Общие и специальные программные показатели освоения материала для
контингента школьного возраста……………………………………………..270
5. Материально – техническое обеспечение учебно-тренировочного
процесса по велоподготовке в младшей школе…………………………...…289
6. Врачебный и педагогический контроль ……………………….………...290
7. Место проведения занятий по велоподготовке: вопросы устройста,
оборудования, организации и техники безопасности……………………….291
8. Структура программного материала……………………………………..292
Стр.5
6
8.1. Техническая подготовка школьников – велосипедистов……………...292
8.2. Психическая подготовка школьников – велосипедистов…….……….293
8.3. Теоретическая подготовка школьников – велосипедистов…...………294
Послесловие.……………………………………………………………………297
Литература ……………………………………………………………………..298
Стр.6
7
Предисловие
Проблема сохранения, а, по–возможности, и наращивания
онтокинезиологического (морфофункционального, физиологического),
психологического и духовного потенциала нации есть проблема №1 не
только для нашей страны, но и для всего мира. Причем в современных
условиях эта проблема по целому ряду причин и обстоятельств носит все
более и более острый характер.
Понимая актуальность данной проблемы, многие видные деятели
культуры, религии, науки, здравоохранения поднимают вопрос о
необходимости формирования подлинной системы всеобщего и
непрерывного физического воспитания в национальном масштабе и даже в
масштабе всего Европейского Сообщества.
Решение поставленного вопроса, что подчеркивается практически
всеми авторами, носит сложный, комплексный характер. Оно неизбежно
затрагивает и спорт с его богатыми традициями и возможностями. Далее
мнения расходятся. Ряд известных ученых, политиков, специалистов в
области образования настаивают на реализации концепции спортизации
физического воспитания, видя в переносе и широком распространении
спортивных технологий чуть ли не универсальное средство, панацею от всех
бед. Их оппоненты подходят к спорту более сдержанно и осторожно,
формируя комплексный взгляд на данный социокультурный феномен,
естественно сочетающий в себе как сильные, так и слабые стороны, как
социально полезные, так и социально опасные тенденции, например, для
психофизического здоровья личности.
Так или иначе, но исследование и доказательство (опровержение или
подтверждение) доводов сторонников обеих точек зрения становятся
актуальной необходимостью. А потому заостряется внимание на теме меры,
степени, избирательности, внедрения спортивных технологий в различные
Стр.7