Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Мир культуры:сборник материалов и научных статей международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых (220,00 руб.)

0   0
АвторыИрина Вячеславовна Безгинова
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц144
ID278124
АннотацияДанный сборник представляет материалы и научные статьи, посвященные различным аспектам теории, философии и истории мировой и отечественной культуры. Авторами являются молодые ученые Минска, Могилева, Новосибирска,Норильска, Оренбурга, Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Челябинска, представляющие крупные средние специальные и высшие учебные заведения России и Белоруссии. Сборник адресован специалистам-гуманитариям, а также всем, интересующимся проблемами современной культуры.
ISBN978-5-94934-026-4
Мир культуры:сборник материалов и научных статей международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых / ред. И.В. Ирина .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2011 .— 144 с. — ISBN 978-5-94934-026-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/278124 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент ISBN 978-5- 94934- 026- 4 © Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> Общие вопросы интерпретации, теории креативности и инвенторства рассматриваются в работах Н.О. Булатовой, П.Г.Сергиенко (ЮУрГИИ, г. Челябинск) и <...> В.В.Климовой (НГК, г. Новосибирск), Ю.В. Таранухи (БГАМ, г.Минск) посвящены мастерам регионального изобразительного и музыкального искусства. <...> М.И. Глинки (г. Новосибирск), Норильского колледжа искусств (г. Норильск), Оренбургского государственного института искусств им. <...> (г. Оренбург), Орловского государственного института искусств и культуры (г.Орел), Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь), Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (г.Санкт-Петербург), Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского колледжа культуры, Челябинского художественного училища, Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> Российские ученые, наряду с термином «понимание», используют и понятия толкования, считывания, перевода (Л. <...> называет предпонимание «дорефлексивным пониманием» и считает, что оно присутствует всегда и везде, от него невозможно освободиться, поскольку человек, обладающий определенными знаниями и представлениями, придерживается каких-либо традиций понимания на любом этапе своего развития. <...> Дильтей отмечал, что связь переживания и понимания играет немаловажную роль, поэтому «дорефлексивное понимание» – это естественное состояние мышления человека без подключения каких-либо искусственных приемов понимания. <...> Однако помимо «дорефлексивного понимания» существует «рефлексивное», которое встречается и используется в философии и филологии <...>
Мир_культурысборник_материалов_и_научных_статей_международной_научно-практической_конференции_аспирантов,_студентов_и_молодых_ученых.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин МИР КУЛЬТУРЫ Сборник материалов и научных статей международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых ЧЕЛЯБИНСК 2011
Стр.1
УДК 008 ББК 71 М 63 Мир культуры: сб. мат-лов и науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых / гл. ред. И.В. Безгинова. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. – 143 с. Данный сборник представляет материалы и научные статьи, посвященные различным аспектам теории, философии и истории мировой и отечественной культуры. Авторами являются молодые ученые Минска, Могилева, Новосибирска, Норильска, Оренбурга, Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Челябинска, представляющие крупные средние специальные и высшие учебные заведения России и Белоруссии. Сборник адресован специалистам-гуманитариям, а также всем, интересующимся проблемами современной культуры. Печатается по решению редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Главный редактор: И.В. Безгинова, проректор по науч. работе и международному сотрудничеству ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, канд. культурологии, доцент Научный консультант: Н.П. Парфентьев, зав. кафедрой искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, д-р искусствоведения, д-р ист. наук, профессор Редколлегия: И.Г. Дымова, канд. пед. наук, доцент Г.Ю. Квятковский, канд. социол. наук, доцент Н.В. Растворова, канд. искусствоведения, доцент Составитель: Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент ISBN 978-5- 94934- 026- 4 © Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2011 2
Стр.2
От редактора-составителя Мир явлений культуры полифонически сложен, многообразен и неоднороден. В его пространстве вступают в символическое взаимодействие и коррелируют самые различные феномены, отражающие социальный, личностный, эстетический, религиознофилософский и пр. опыт человека. Отнюдь не случайно культура как «вторая природа» служит центральным объектом современных гуманитарных исследований. Не составляют исключение и работы молодых ученых, обращающихся к данной проблематике. Социокультурные реалии современности и исторические судьбы наций и индивидов, теоретические аспекты герменевтики и интерпретации культурных явлений, «вечные» вопросы человеческого духа, феноменология художественного творчества – вот неполный перечень тех проблем, которые вызывают пристальный интерес у начинающих исследователей. Справедливость данного суждения подтверждают материалы настоящего сборника, охватывающего самый широкий круг культурологических изысканий. В структуре сборника выделяются три содержательных раздела: «Художественная культура: творчество – творец – произведение», «Социальное бытие культуры: общность – индивид», «Личность в культуре: жизнь – творчество – судьба». Преобладание работ по данным направлениям свидетельствует о том, что важнейшими векторами современной гуманитарной мысли являются онтология современного социума, ценностный мир личности в культуре, культурфилософия художественного творчества. Подобная логика прослеживается в большинстве публикуемых материалов. Наиболее полно представлены исследования, посвященные различным аспектам художественной культуры. Общие вопросы интерпретации, теории креативности и инвенторства рассматриваются в работах Н.О. Булатовой, П.Г.Сергиенко (ЮУрГИИ, г. Челябинск) и Т.С.Смирновой (БГАМ, г. Минск). Анализ взаимодействий искусства и философии на примере изобразительных и литературных текстов осуществляется в статьях К.Е. Рожковой (ЧГАКИ, г.Челябинск) и М.А. Харитоновой (СПбГУ, г. Санкт-Петербург). Феномену синестезии посвящена работа Е.Л. Антонова (ЧХУ, г.Челябинск). Эстетическая природа музыкальных, литературных и изобразительных текстов – объект изучения Ж.О. Никифоровой (ОГИИ, г. Оренбург), Ю.Р. Зангировой (ЧКК, г. Челябинск) и А.П.Киселевой (ЧХУ, г. Челя3
Стр.3
бинск). Особое внимание молодых ученых вызывает художественная культура ХХ столетия и современности, явления постмодерна. К таким материалам можно отнести статьи О.В. Городчаниной (ОГИИК, г. Орел), А.И. Желнина (ПГУ, г. Пермь), О.М. Коробейниковой (ЮУрГУ, г. Челябинск), Н.А. Широковой (СПбГУКИ, г. СанктПетербург). Традиции регионального народного искусства исследуются в работе Н.В. Безгодовой (ЮУрГУ, г. Челябинск). В области социокультурных исследований, представленных в сборнике, выделяются несколько проблемных направлений: социальная стратификация и модернизация современного общества, историческое бытование праздничного пространства. Статус личности в контексте актуальной культуры рассматривают Т.В. Иовлева (ЧГАКИ, г. Челябинск) и А.Р. Ильясова (ОГИИ, г. Оренбург). Материалы А.Т. Агамалян и Ю.В. Кокониной (ОГИИ, г. Оренбург) посвящены изучению вопросов информатизации российского общества. Архаические и современные реалии обрядовой и праздничной (фестивальной) культуры отражены в статьях Н.А. Лысовой (ЧГАКИ, г.Челябинск) и Е.А. Широковой (СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург). Региональные аспекты социологии искусства исследуются И.А. Евсиковой (ЧГАКИ, г. Челябинск). В основе раздела «Личность в культуре: жизнь – творчество – судьба» – материалы об индивидуальном пути Человека. Здесь представлены своеобразные исследовательские эссе и редкие материалы как о выдающихся деятелях, так и о мало известных, но достойных пристального внимания творцах отечественной культуры. Так, в статьях И.И. Банниковой (ОГИИК, г. Орел), С.Ю. Ваструковой (НКИ, г. Норильск), Т.С. Федоровой (ОГИИК, г. Орел) в центре исследования – противоречивые и парадоксальные образы А.В.Вертинского и С.С. Прокофьева. Работы В.К. Биче-оола (УрГУФК, г. Челябинск), О.В. Волоховой (БГАМ, г. Могилев), В.В.Климовой (НГК, г. Новосибирск), Ю.В. Таранухи (БГАМ, г.Минск) посвящены мастерам регионального изобразительного и музыкального искусства. Об универсализме культурологических проблем свидетельствует и «география» статей молодых авторов. В работе Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых «Мир культуры» и создании сборника на ее основе приняли участие представители Белорусской государственной академии музыки (г. Минск, филиал – г. Могилев), Новосибирской государственной 4
Стр.4
консерватории им. М.И. Глинки (г. Новосибирск), Норильского колледжа искусств (г. Норильск), Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей (г. Оренбург), Орловского государственного института искусств и культуры (г.Орел), Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь), Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (г.Санкт-Петербург), Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского колледжа культуры, Челябинского художественного училища, Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск). Хочется надеяться, что в дальнейшем панорама участников ежегодного проекта ЮУрГИИ будет лишь расширяться. В завершение нельзя не констатировать: культурология – одна из самых плодотворных и востребованных областей современной гуманитарной науки. Это обусловлено интегративным характером знания и методов, которыми оперирует исследователь в данной отрасли. Потому кажется вполне закономерным естественный процесс сближения культурологических и специальных (философских, эстетических, искусствоведческих, музыковедческих и проч.) направлений в актуальных исследованиях личности, социума, творчества. Свидетельство этому – предлагаемый сборник. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ От редактора-составителя…………………………………… 3 Раздел 1. Художественная культура: творчество – творец – произведение Булатова Н.О. Проблема интерпретации в области гуманитарного знания………………………………... 7 Сергиенко П.Г. Креативность и творческий процесс: мышление современного композитора как проблема.…………………………………………. 11 Смирнова Т.С. Антонов Е.Л. Рожкова К.Е. Харитонова М.А. Киселева А.П. Никифорова Ж.О. Категория инвенторства в композиторском искусстве……………………………………... 16 Проблема синестезии в изобразительном искусстве………………………………………... 22 Взаимосвязь изобразительного искусства и русской религиозной философии: историкофилософский анализ………………................ 26 Содержательные параллели в произведениях Байрона и Кьеркегора (к проблеме философской интерпретации художественного текста)……………………................................ 30 Роль трагических мотивов в изобразительном искусстве………………………………... 36 Музыкальное измерение эстетических категорий…………………………………………. 38 Зангирова Ю.Р. К вопросу об эстетической природе гоголевского юмора……………………………… 42 140
Стр.140
Городчанина О.В. Желнин А.И. С.П. Дягилев – С.С. Прокофьев: театральные параллели………………………………... 46 Искусство как индикатор бездуховности общества……………………………………… 53 Широкова Н.А. Постмодернистский эксперимент в современном джазовом искусстве: теория и практика……………………………………… 57 Коробейникова О.М. Тенденции постмодернизма в творчестве уральских художников……………………… 63 Безгодова Н.В. Орнаментальные формы и композиции тканых изделий традиционного искусства Южного Урала второй половины XIX – начала ХХ вв.: функции и семантика…………. 67 Раздел 2. Социальное бытие культуры: общность – индивид Лысова Н.А Архаические мифологические образы как детерминанта гендерных традиций праздничной культуры…………………………….. 73 Широкова Е.А. Идея культурного диалога в современном музыкальном творчестве: фестиваль и сообщение………………………………………. 77 Иовлева Т.В. Ильясова А.Р. Агамалян А. Разнообразие социокультурных ситуаций популярности личности……………………... 83 Социальный статус российского учителя в контексте современной культурой трансформации…………………………………….. 85 Электронные библиотеки как социокультурный феномен современности…………… 88 141
Стр.141
Коконина Ю.В. Информационное общество и модернизация деятельности библиотечного учреждения……………………………………………. 91 Евсикова И.А. Музыкальная журналистика и музыкальное училище г. Миасса: 1970-е гг………………. 94 Раздел 3. Личность в культуре: жизнь – творчество – судьба Ваструкова С.Ю. Образы на все времена: «Русский Пьеро» Александр Вертинский……………………… 101 Федорова Т.С. С.С. Прокофьев: контрасты и парадоксы человека и композитора……………………….. 106 Банникова И.И. С.С. Прокофьев и музыкальное образование эпохи………………………………………….. 110 Тарануха Ю.В. «Я мечтою ловил уходящие тени»: о творчестве Галины Гореловой…………………… 119 Биче-оол В.К. М.С. Турдагин как родоначальник профессионального изобразительного искусства нганасан……………………………………… 125 Климова В.В. Волохова О.В. Имя В.В. Борисовского в отечественной альтовой культуре…………………………… 128 Народный артист Республики Беларусь Л.Л.Иванов: путь в искусство………………. 130 Сведения об авторах……………………………………………… 135 142
Стр.142

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ