ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» <...> Д.В. Акимов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Утверждено научно-методическим советом исторического факультета
26 марта 2009 г., протокол № 3
Рецензент доктор исторических наук, профессор С.В. Кретинин
Учебно-методическая разработка подготовлена на кафедре политической
истории Воронежского государственного университета. <...> На лекции выносятся преимущественно общетеоретические проблемы, в то время как на семинарах разбираются более
конкретные вопросы политической истории соответствующего периода. <...> 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Лекции
(часов)
Название темы
I семестр
Политическая история России с древнейших времен до конца XVII в. <...> Введение в курс «Политическая история России»
6
Проблемы становления государственности у восточных
4
2
славян. <...> Оборона от ино6
4
земных захватчиков и объединение русских земель
Становление и развитие единого российского государ4
2
ства во 2-й половине XV – начале XVI в. <...> Реформы
Петра I и их значение
Развитие Российской империи в эпоху дворцовых переворотов
Россия во 2-й половине XVIII в. <...> Отмена крепостного права и либеральные преобразования 60–70-х гг. <...> Развитие России в пореформенную эпоху
Общественное движение в России в XIX в. <...> Проблемы развития России в ХIХ столетии
Круглый стол «Характер и итоги модернизации России
в XVIII–XIX вв. <...> ВСЕГО:
ИТОГО:
32
98
Семинары
(часов)
Самост.
работа
(часов)
2
2
2
2
32
64
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
I КУРС. <...> Основные дидактические единицы
Историческая наука, ее прошлое и настоящее. <...> Проблемы становления государственности у восточных славян
(4 часа) <...> Особенности политического устройства Древнерусского государства и его современные оценки. <...> 6
Основные <...>
Учебно-методическая_разработка_по_дисциплине_Политическая_история_России_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Д.В. Акимов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Курс политической истории России в системе подготовки современного
специалиста-политолога относится к циклу общепрофессиональных дисциплин
специализации и занимает в нем одно из центральных мест. Это положение объясняется
тем фактом, что без знания политической истории Отечества, этапов
социально-политической эволюции российского социума невозможно представить
себе профессионального аналитика в политической сфере, получившего
образование в России и работающего как в ее пределах, так и за рубежом.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта
специальности 030201 – Политология основными целями курса политической
истории России является формирование научного представления об
основных этапах отечественного политического развития. Для этого надо
решить ряд важных задач, а именно: получить знания об особенностях
российской политической традиции, об основных факторах и этапах становления
и развития российской государственности, ее характеристиках;
приобрести представления об исторических особенностях и развитии страны
как многонациональной державы, об эволюции институтов власти и
собственности в отечественной политической традиции; усвоить понятийные
категории реформ и контрреформ применительно к истории России;
обрести понятие об общественном движении, политической борьбе и политических
идеологиях в российской истории; о советской модели социума
и ее роли в политической истории ХХ в.
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими
основными умениями и навыками:
– владеть основами исторического мышления;
– владеть кругом проблем, относящихся к политическому развитию
России;
– понимать специфику основных этапов политической истории России
и мирового политического процесса, уметь использовать знание политической
истории для анализа современной политической ситуации в
стране и мире;
– уметь анализировать международные политические процессы, относящиеся
к геополитическому положению и статусу России в современном мире.
3
Стр.3
п/п
№
Название темы
1 Политическая история России в лицах
2 Россия: между Европой и Азией?
3 Российская государственность: традиции, тенденции
развития, проблемы
4 Выбор России: авторитаризм или демократия?
ВСЕГО:
ИТОГО:
32
98
Лекции (часов)
Проблемы отечественной политической истории
2
2
2
2
32
64
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
I КУРС. 2 СЕМЕСТР
ЛЕКЦИИ
Т. 1. Введение в курс «Политическая история России»
(6 часов)
1. Политическая история, ее предмет, цель и задачи изучения.
2. Методы и методологические принципы изучения истории.
3. Природно-географические условия и их влияние на отечественную
историю.
Основные дидактические единицы
Историческая наука, ее прошлое и настоящее. Политическая история
как отрасль исторического знания. Предмет политической истории, ее цели
и задачи изучения. Функции политической истории. Политическая история
России как одна из важнейших составляющих отечественной истории.
Возможности познания прошлого. Исторический источник, его виды.
Работа с источником. Методы и методологические принципы изучения истории.
Основные теории исторического развития.
Исторический процесс как результат действия разнообразных факторов.
Неизменные и изменяемые факторы исторического развития. Природно-географические,
геополитические и другие постоянные условия воздействия
среды на социум. Важнейшие географические и геополитические характеристики
исторической и современной территории России.
Т. 2. Проблемы становления государственности у восточных славян
(4 часа)
1. Истоки и происхождение государства у восточных славян.
2. Особенности политического устройства Древнерусского государства
и его современные оценки.
6
Семина-ры
(часов)
Самост.
работа
(часов)
Стр.6
Основные дидактические единицы
Славяне как этно-историческая общность. Прародина и расселение
славян. Восточные славяне и их соседи. Этапы восточнославянского политогенеза.
Ранние государственные образования восточных славян. Призвание
варягов и норманнский вопрос в современной историографии.
Образование Древнерусского государства. Система власти в Древней
Руси. Князья и дружина. Полюдье. Зарождение феодального уклада на Руси.
Управление в восточнославянских племенах. Пережитки родоплеменного
уклада. Рабовладельческий уклад. Современные оценки общественного
устройства Древней Руси.
Т. 3. Русские земли в условиях политической раздробленности
(6 часов)
1. Причины распада Древнерусского государства и его последствия.
2. Иноземные нашествия на Русь в XIII в. и их последствия. Русь и
Орда.
Основные дидактические единицы
Особенности развития феодализма на Руси, признаки феодальной
раздробленности. Система престолонаследия на Руси и межкняжеские отношения
в XI–XII вв. Смены князей. Политические причины и этапы распада
Руси. Основные направления развития древнерусских земель в домонгольское
время.
Формирование очагов военной опасности у границ русских княжеств
в XIII в. Монгольская империя: образование, завоевания, особенности
внутреннего устройства. Батыево нашествие на Русь. Установление ордынского
ига на Руси, его компоненты. Вторжения европейских феодалов
в Северо-Западную Русь. Влияние ордынского ига на историческое развитие
русских земель.
Т. 4. Становление единого российского государства
(4 часа)
1. Характер и особенности становления единого российского государства.
2.
Русское общество в период становления единого российского государства.
Основные
дидактические единицы
Сущность и причины образования единых национальных государств
в Европе. Отличительные черты процесса становления единого российского
государства в XV – начале XVI в. Соотношение экономических и политических
предпосылок объединения.
Изменения в структуре русского общества в период политической
раздробленности и в процессе образования единого государства. Правящие
социальные группы, их состав. Государев двор. Поместное землевладение
7
Стр.7
и становление дворянства. Крестьянство и предпосылки формирования
крепостного права. Другие социальные группы и их место в общественной
структуре. Современные взгляды на проблемы формирования сословий и
«служилого государства» в России.
Т. 5. Проблемы развития российского государства в XVI–XVII вв.
(6 часов)
1. Сословно-представительная монархия в России, ее особенности.
2. Укрепление самодержавной власти и централизация государства в
XVI в.
3. Эволюция политической системы России после Смутного времени.
4. Оформление крепостного права в России.
Основные дидактические единицы
Сословно-представительная монархия как политическая система. Особенности
и условия формирования сословно-представительной монархии в
России. Боярская дума и ее эволюция в XVI–XVII вв. Земский собор как
представительный орган непарламентского типа. Причины свертывания сословного
представительства в России и начало формирования абсолютизма.
Причины и предпосылки формирования сильной центральной власти
в России. Особенности формирования территории Московского государства.
Опричнина и ее исторические оценки. Самодержавие Ивана Грозного.
Последствия Смуты в России и их преодоление. Реформы Михаила
Федоровича по укреплению центральной власти. Филарет. Преобразования
эпохи Алексея Михайловича. Соборное уложение. Становление абсолютизма
и общественное движение в России во 2-й половине XVII в.
Крепостное право как экономический и социально-политический
феномен. Причины и этапы формирования крепостного права в России.
Указная и безуказная гипотезы введения крепостничества. Влияние крепостного
права на историческое развитие России.
Т. 6. Итоги развития России к концу XVII в.
(6 часов)
1. Новое время: Европа и Россия.
2. Эволюция политико-правовой системы русского средневекового
государства.
3. Русская общественная мысль в IX–XVII вв.
Основные дидактические единицы
Историческая эпоха Нового времени. Развитие капитализма и его
влияние на социальные и политические процессы. Место России среди европейских
государств к концу XVII в. и перспективы ее дальнейшего развития.
Особенности политико-правовой системы Древней Руси. Русская Правда.
Распад Древнерусского государства, векторы политического развития русских
земель. Внешний фактор и его влияние на характер русской государственности.
Судебник Ивана III. Судебник Ивана IV. Соборное уложение.
8
Стр.8