ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.02)
© 2011 г. В.В. Высоцкий
УДК 93
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД С 1861 ПО 1925 ГОД
Пореформенный период XIX в. и первая четверть XX в. – это время реформ
и потрясений, интенсивного развития капитализма, а в последующем –
время рождения новой общественной формации, которая была представлена
становлением нового государства СССР. Несомненно, все особенности развития
государства отразились в изменении этнокультурных особенностей населения
Воронежской губернии, в том числе и в среде потомков украинских
переселенцев.
Для того чтобы рассмотреть этнокультурное развитие исследуемой части
населения в период с 1861 по 1925 г., необходимо охарактеризовать элементы,
являющиеся важнейшими при оценке этнических особенностей любого
этноса или субэтноса: особенности усадебной застройки и домостроения, национальная
одежда, система питания, обрядность, фольклор. Мы решили в
этот список включить развитие сфер образования и культуры.
Постепенно в местах проживания представителей украинской культуры
Воронежской губернии изменялись особенности усадебной застройки и домостроения.
Забегая вперед, следует отметить, что вплоть до 30 – 40-х гг XX
в. во многих районах исследуемого региона сохранялась этническая специфика
во внешнем облике и планировке жилого дома и подворья.
А.В. Никитенко, давая описание украинской малороссийской хаты и
усадьбы, отметил следующее: «Беленькая хата с двумя чистыми комнатами,
кухней и кладовой, крытая соломою под гребенку очеретом, что считается
некоторой роскошью, за которой к самой реке спускается огород с грядами
капусты, гороха, свеклы, кукурузы и разного рода цветами. В саду за рекой –
против самого огорода, расстилался сад вишневый, яблони, вишни, груши.
Гуманитарные и социальные науки
2011. № 3
2
Стр.1
На дворе сарай, конюшни, загородь с навесом для коров и овец, курник по
малороссийскому обычаю, была устроена голубятня» [1, с. 24].
Уже в конце XIX в. зажиточные крестьяне в селениях все чаще стали
строить каменные дома. По наблюдениям исследователей, в первой четверти
ХХ в. в воронежских селах многие украинские крестьяне строили дома из
кирпича и покрывали жестью – вместо прежних «рубленных», крытых соломой.
Воронежский краевед Ф. Железнов, обследовавший условия жизни крестьян
в начале 20-х гг. XX в. «дал следующую группировку крестьянских изб
(по материалам стен): кирпичные строения составили 57 %, на деревянные
приходилось 40 и на смешанные 3. Состояние построек выглядело так: ветхие
– 45%, новые – 7, посредственные – 52» [2, с. 23].
Исследователями отмечено взаимовлияние двух родственных этносов
(русского и украинского), связанных с особенностями домостроения и усадебной
застройки. А. Животко отмечал: «Внешний вид хат также резко отличается
от собственно московских, хотя в последнее время, где-то в конце
прошлого столетия и началом нынешнего, можно уже заметить влияние
украинской хаты на строения соседних московских сел…» [3, с. 8].
Развитие капитализма, реформы, стимулировавшие развитие интеграционных
процессов, постепенно делали свое дело: изменялись одежда, понятия,
обряды, верования и др. Постепенно начал изменяться образ жизни украинского
села.
В большинстве русских сел губернии еще сохранялся нетронутым костюм,
характерный для русской крестьянской культуры. Если и имели место
изменения, то они были незначительными. У украинцев более активно входили
в моду элементы городского костюма. Л.Н. Чижикова отмечала: «Однако
в украинских слободах, где в XIX веке интенсивно развивались ремесла и
мелкие промышленные предприятия, значительно раньше, чем во многих
русских селах, началось разрушение традиционных форм одежды и появление
черт костюма, более свойственного в это время городскому. Национальная
женская украинская одежда в конце XIX – начале XX в. все чаще заменялась
рубахой на кокетке, кофтой, юбкой и поясом из фабричных тканей…»
[4]. Только в захолустных пахарских селениях сохранялся еще украинский
национальный костюм.
Гуманитарные и социальные науки
2011. № 3
3
Стр.2
Ткань фабричного производства (шелк, сатин) в начале XX в. практически
вытеснила домотканое сукно. Под влиянием городской моды изменился
крой крестьянского платья. Крестьянин С.Т. Семенов об изменениях в одежде
крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны
и кафтаны заменились кофтами и пиджаками». Мужчины надевали
поддевки, пиджаки, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные. Молодые
люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В
прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки
ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая
платок на плечи. Деревенские модницы носили приталенные кофточки,
«польты», шубки. Обзавелись зонтиками и калошами. Последние стали
«писком» деревенской моды. Их носили больше для украшения, так как надевали
в тридцатиградусную жару, идя в церковь [5].
Система питания украинского населения губернии не претерпела значительных
изменений. Вот что отметил в одном из своих трудов Ф. Никонов:
«… хохол любит есть наиболее горячее, а из холодного всего более нравятся
ему свиное сало да селедка; кислого он ест мало, черного хлеба и русского
квасу не терпит и более обычные кушанья его следующие: кулиш (суп из пшена)
с салом или мясом и дома и в поле; галушки (шарики из черного пшеничного
теста) сваренные в воде, иногда в молоке; при достатке вареники и блинцы
с сметаною и коровьим маслом; при бедности – капуста (густое кушанье из
капусты и пшена и очень кислое), или затирка (образовавшиеся из брызгов по
муке теплой водой шарики, сваренные в воде); в заключении ужина почти всегда
крутая каша с горячим и соленым молоком. Наедается малоросс скоро, т.е.
потребляет немного, но принимается за еду чаще русского» [6].
Основной формой украинской семьи была малая, двухпоколенная (родители
– дети) и расширенная – трёхпоколенная. Постепенно под влиянием развивавшихся
товарно-денежных отношений в конце XIX в. усиливался процесс
частичного или полного распада больших семейных коллективов.
В семейном быту в массе своей украинское население старалось сохранить
традиции предков, что было, в первую очередь, обусловлено непринятием
этнически смешанных браков. «Во второй половине XIX в. национальная
обособленность сильнее была выражена в тех случаях, когда русские и украинцы
жили более или менее компактно, в отдельных селах, которые в проГуманитарные
и социальные науки
2011. № 3
4
Стр.3