ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.02)
© 2010 г. М.А. Гутиева
ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ КАДРОВ И ОСОБЕННОСТИ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 1920-1930-Е ГГ.
Задача коренизации кадров в национальных окраинах СССР являлась одной
из основных в государственном строительстве. Без ее решения было невозможно
конструировать так называемую «позитивную этничность» в регионах,
которая выражалась в поддержке советской власти при сохранении собственной
культуры и местных традиций [1, c.116]. Во многом благодаря политике
коренизации кадров большевикам удалось совместить лозунг «прав наций
на самоопределение» с требованием единства государства. При этом набор
инструментов для достижения поставленной цели был более или менее
универсальным. Для создания руководящих и высококвалифицированных кадров
администраторов, инженеров, научной, педагогической и творческой интеллигенции
из представителей местных народов предусматривалось широкое
привлечение их в систему среднетехнического и высшего образования. Подготовленные
специалисты в национальных республиках имели преимущество
при занятии должности в административном аппарате и в промышленности [2,
с. 43]. С различных трибун из уст ответственных работников постоянно звучали
призывы к тому, чтобы национальные меньшинства принимали самое деятельное
участие в построении нового общества в СССР. На ХII съезде партии
Н.И. Бухарин прямо сказал о необходимости «купить себе настоящее доверие
прежде угнетенных наций» через «искусственную постановку» русского населения
в «положение более низкое по сравнению с другими» [3].
В резолюции ХII съезда РКП(б) «По национальному вопросу» было обращено
внимание членов партии на «особый вред и особую опасность уклона
к великорусскому шовинизму», в том числе в вопросе расстановки кадров
[4]. Выдвижение на первые должности проходило по двум критериям – принадлежности
к коренной национальности и наличия революционной сознательности.
Привлечение представителей коренных народов к выполнению
Гуманитарные и социальные науки
2011. № 1
2
Стр.1
управленческих функций способствовало сближению органов власти с массами.
Одновременно проводилось так называемое «выравнивание экономических
уровней» отсталых республик за счет центральной России. Национальные
районы получали массу льгот и поблажек. Не случайно председатель
СНК А.И. Рыков отметил, что «колониальная политика, например, Великобритании,
заключается в развитии метрополии за счет колоний, а у нас – колоний
за счет метрополии» [5, с. 65]. В ряде мусульманских регионов были
восстановлены суды шариата и адата, проявлена терпимость в отношении
мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов
[6, с. 289]. В начале 1920-х гг. в Баку на бывшем заводе Нобеля принимается
решение о переносе выходного дня с воскресенья на пятницу в интересах
немногих работавших на заводе мусульман [7, ч. 145]. Желание большевиков
любой ценой завоевать доверие местных народов иногда просто поражает.
Например, в 1923 г. чеченский лидер Али Митаев, долгое время выступавший
против Советской власти [8, с. 210], не был уничтожен, а приглашен в
Ревком Чечни. Правда вскоре Али Митаев все-таки вступил в вооруженный
конфликт с Советской властью и был разбит [9, с. 199].
Стремясь завоевать доверие местных жителей, руководство страны, например,
в Чечне, выселяло проживавших там русских казаков с мест традиционного
проживания. В октябре 1920 г. член Реввоенсовета Кавфронта Г.К. Орджоникидзе
отдал приказ: «первое – станицу Калиновскую сжечь; второе –
станицы Ермоловская, Закан-Юрт (Романовская), Самашкинская и Михайловская
отдать беднейшему безземельному населению и, в первую очередь,
всегда бывшим преданными соввласти нагорным чеченцам, для чего: все
мужское население вышеназванных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны
и под конвоем отправить на Север для тяжелых принудительных работ;
стариков, женщин и детей выселить из станиц...» [10, с. 165]. Этот приказ был
выполнен, но почти сразу же, в конце 1920 г., началось восстание в горных
районах Чечни, проходившее под лозунгом «освобождения Чечни и Дагестана
от национального русского гнета». Проведение политики коренизации кадров
на Северном Кавказе в начале 1920-х гг. было существенно затруднено. Советские
административные органы столкнулись в этом регионе с теми проблемами,
которые, либо были не характерны для других национальных территорий,
либо стояли там не так остро. Главным образом, речь идет о национальном воГуманитарные
и социальные науки
2011. № 1
3
Стр.2
просе, который так и не был решен самодержавием и достался большевикам
как сложный клубок многочисленных противоречий, обусловленных влиянием
целого комплекса факторов. Горское население Северного Кавказа, значительная
часть которого оказывала долгое и упорное сопротивление действиям
Российской империи по включению данной территории в ее состав, к началу
1920-х гг. относилось к любой администрации, контролируемой центром и
подчиняющейся ему, с настороженностью, а в некоторых случаях – с открытой
враждебностью. В этом смысле советская власть не воспринималась значительной
частью горцев как некое принципиально новое явление в политической
жизни страны, а представлялась всего лишь вариацией все той же власти
«из центра». Подобное отношение, безусловно, объяснялось почти повальной
неграмотностью населения и «оторванностью его от политической жизни
страны» [11, с. 106], клановой замкнутостью. Такое положение вещей объективно
приводило к тому, что горцы, вступившие в контакт с властью, прошедшие
обучение и занявшие определенные посты в управленческом аппарате,
рассматривались некоторой частью населения как наместники центра, завербованные
если не враждебными, то чуждыми силами. Очевидно, это не
способствовало привлечению широких масс местного населения к работе в создаваемых
советских организациях и учреждениях.
Другим серьезным препятствием был крайне низкий процент грамотности
населения. Проведенные в последние десятилетия исторические исследования
говорят о том, что население северокавказских республик к началу
1920- гг. было неграмотным практически поголовно [12]. В этих условиях
было очевидным, что проблема коренизации кадров не могла быть решена
прежде проблемы ликвидации неграмотности. Это, в свою очередь, привело
к тому, что дело коренизации кадров в национальных республиках Северного
Кавказа начало сдвигаться «с мертвой точки» только к началу 1930-х гг., тогда
как в некоторых других автономиях эта проблема решалась существенно
быстрее1
. Важной особенностью процесса подготовки и распределения национальных
кадров было копившееся в регионе на протяжении сотен лет меж1
Например,
в Татарской АССР к концу 1920 г. на татарском языке делопроизводство
велось в 1/5 сельских Советов, а в 1923 г. - уже в 50%. В волостных исполкомах в
1921 г. было 30,4% татар, в 1922 г. - 40,4%, а в 1924 г. - уже больше 50% // Климов И.М.
Национальные моменты в государственном и партийном строительстве Татарии в восстановительный
период. Казань, 1957.
Гуманитарные и социальные науки
2011. № 1
4
Стр.3