00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1444)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (редактор),
Елена Шишмакова (редактор выпуска), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹1’2015
Стр.1
00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. Ямбург
Педагогика нон-фикшн
9
Историко-педагогическое исследование. Гуманистическая педагогика.
Педагогические утопии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
И снова — новый курс!
Из выступления на «Правительственном
часе» с министром образования
и науки РФ Д.В. Ливановым.
Ãîñäóìà, 12 ноября 2014 ã.
А.Б. Вифлеемский
Анатомия коррупции
М.В. Воропаев
По ком звонит колокол
в российском образовании…
М.М. Поташник,
М.В. Левит
Федеральный стандарт:
между традиционным и новым
В.С. Лазарев
Почему стандарт внедряется
в «бумажном» варианте
45
Противоречивая ситуация в связи с введением новых ФГОС в системе
общего образования. Не созданы условия, необходимые для того, чтобы
школы могли в полной мере реализовать требования государственного стандарта:
не разработаны адекватные дидактические средства и образовательные
технологии, не проведена глубокая подготовка учителей, не решается
проблема низкой эффективности управления инновационной деятельностью.
2
17
Финансирование образования. Плата за детские сады.
Образование инвалидов. Группы продлённого дня.
20
Злоупотребление должностными полномочиями. Коммерческий подкуп.
Хищение бюджетных средств. Взятка. Махинации с закупками.
Коррупция выдуманная и настоящая.
30
Обсуждение тезиса о соотношении процессов глобализации и выживаемости
национальных систем образования.
37
Требования к результатам образования. Системно-деятельностный
подход на уроке. Перечни ФГОС. Новизна стандартов.
Народное образование 1’2015
Стр.2
00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
Е.М. Аврамова,
Д.М. Логинов
Как родители относятся
к школьному образованию
Положение о Международном
конкурсе имени А.С. Макаренко
52
Показатели удовлетворённости родителей школьным образованием.
Требования родителей к качеству обучения.
56
В апреле 2015 года пройдут 13-й Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Т.О. Шумилина
Управление образовательной
организацией в условиях
реализации нового Закона
«Об образовании в Российской
Федерации»
А.В. Могилев
С¸рферы управленческого хаоса
Е.В. Губанова,
А.А. Якушкина
Профессиональный стандарт
педагога вступил в силу
Е.Ю. Илалтдинова,
М.Ю. Шляхов,
М.М. Шляхова
Педагог-универсал или узкий
специалист: что сегодня
и завтра нужно школе?
А.А. Хван
Как трудовая нагрузка влияет
на здоровье учителя
Т.А. Мерцалова
Информационная открытость
образования: три стороны
двустороннего процесса
3
84
Показатели напряжённости педагогического труда. Уровни утомления
учителя в зависимости от трудовой нагрузки.
90
Мониторинг экономики образования. Информационное поведение
и взаимодействие. Пользовательский запрос. Избирательная
«всеядность» пользователей. Школьные сайты.
63
Управление образовательным учреждением, единоначалие,
коллегиальность, органы управления, функции управления.
70
Рациональное управление школой. Эффективность, поиск и реализация
новых моделей образования.
76
Профессиональный стандарт в нормативных правовых актах.
Квалификационные характеристики. Трудовые функции.
80
Педагогическая целесообразность. Дифференциация функций педагога.
Новое как хорошо забытое старое.
Народное образование 1’2015
Стр.3
00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 4
СОДЕРЖАНИЕ
И.Б. Тарасова
Нижний Новгород: муниципальная
система образования как открытая
образовательная система
Г.К. Лапушинская
Особенности выбора долгосрочных
партн¸ров для школы
С.С. Арутюнов
От управления собой
к управлению классом
100
Управление школой в муниципальной системе образования. Партнёрство
в образовательной деятельности.
105
Преимущества, риски и недостатки аутсорсинга. Ответственность
директора школы. Техническое задание. Управленческие решения.
Казначейское сопровождение.
110
Традиции и обряды. Стандарты и стиль жизни. Школьная деловая игра.
Консультации
Е.Л. Болотова 116
Ведение персонального учёта несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет.
Получение серебряной медали. Обучение одновременно в колледже (СПО)
и вечерней школе. О ведении уроков швейного дела. Квалификация в области
педагогического образования. Право администрации школы применять
санкции. Получение аттестата (общеобразовательная школа, коррекционный
класс). Получение аттестатов особого образца после 9-го класса и медалей
после 11-го. Приобретение методической литературы.
С.Б. Хмельков 120
Учебная нагрузка. Квалификационная категория. Досрочное назначение
трудовой пенсии. Наполняемость класса. Испытательный срок. Трудовая
книжка. Совместительство.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.В. Робский
Основа основ:
методологическая культура
Г.П. Савиных
Массовая оценка на зрелость
или «возвращение»
сочинения в школу
125
Рефлексивные способности учителя. Продуктивная и репродуктивная
деятельность. Организация учебной и внеучебной деятельности.
131
Анализ принятых Федеральной службой по контролю и надзору в сфере
образования и науки подходов к проведению итогового сочинения
(изложения); сопоставление критериев оценки изложения и оценки
сочинения; вариативность оценки по разным критериям.
4
Народное образование 1’2015
Стр.4
00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 5
СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. Магич,
А.А. Скулачёв
Как создавать
образовательный квест
Е.В. Якушина
Сетевые образовательные
ресурсы на уроке и после уроков
С.В. Вершинин
Компьютерная презентация
на уроке: не навреди
Е.В. Василевская
Сетевая школа методиста
как модель сетевого
образовательного пространства
137
Образовательный квест как активная технология учебного путешествия.
Определение и общая характеристика технологии образовательного квеста,
его место в системе образования. Инструкция по составлению образовательных
квестов.
144
Мультимедийный урок. Виртуальные музеи. Уроки МХТ. Электронные
библиотеки.
149
Инновации и псевдоинновации. Фотографии, рисунки, анимации.
Фоновая музыка. Шрифтовые выделения в тексте.
156
Понятие «сетевое обучение» на примере реализации модели «Сетевая
школа методиста» — одно из организационных решений, обеспечивающих
использование ресурсов одновременно нескольких организаций в
реализации непрерывного образования.
Консультации
Л.Ф. Соловьёва 167
Мультимедийные материалы, средства обучения, презентации.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Д.В. Григорьев
Как школа формирует у детей
российскую идентичность
173
Формирование российской идентичности у школьников — стратегическая
задача, заявленная в новых образовательных стандартах, что предполагает
качественно новый подход к традиционным проблемам развития
гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников,
владению ими родным языком.
А.И. Нихотина
О формировании
идентичности подростков
в социальных сетях
178
Роль сетевых коммуникаций в жизни подростков и становлении личности.
Сетевые коммуникации — инструмент социализации современных
подростков, преобразующий личность в соответствии с особенностями
виртуальной реальности и оказывающий влияние на формирование поведенческих
особенностей подростков.
5
Народное образование 1’2015
Стр.5
00_Soderzhanie_01.qxd 10.02.2015 13:38 Page 6
СОДЕРЖАНИЕ
М.М. Эпштейн,
А.Н. Юшков
Шаги к технопредпринимательству
О.М. Новосадова,
Е.О. Пятаков
Если ты думаешь, что твой
учитель строг и требователен,
подожди знакомства
со своим начальником
С.М. Курганский
Родитель и учитель:
конфликт или сотрудничество
182
Школы-технопарки. Экспериментальное моделирование. Школьная
Неделя технопредпринимательства.
191
Типичные деструктивные мифы и заблуждения, свойственные современной
молодёжи. Как педагоги и психологи могут предотвращать появление таких
мифов в сознании школьников: рекомендации специалистов.
199
Вопросы профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде, формы
и методы работы с учителями и родителями по преодолению конфликтов
в общеобразовательной школе.
И.М. Дубовик
Как уберечь реб¸нка
от наркотиков?
Консультации
207
Ответы психолога на вопросы педагогов школ, родителей, учащихся
по проблеме профилактики наркомании.
И.Н. Попова 211
Особенности подросткового возраста. Взаимодействие с подростками,
восприятие их поведения, речи, внешнего вида.
Стр.6