Словно снимая завесу времени,
Осмогласник делает нас свидетелями процесса
ладовой эволюции, основные этапы которой запечатлены в строении напевов, сохраненных народной памятью и записанных С. <...> © Гирфанова М. Е., 2014
«ПЕРФЕКЦИЯ» ФРАНКО КЕЛЬНСКОГО КАК НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ
ТЕОРИИ МНОГОУРОВНЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЕТРА
Мензуральная система музыкальной ритмики формируется как метрическая многоуровневая, это качество она передает пришедшей ей на смену
тактовой метрической системе. <...> В статье анализируется теоретическое описание самого первого метрического уровня будущего многоуровневого мензурального метра, предпринятое Франко Кельнским в трактате «Ars cantus
mensurabilis» (около 1260–1270 гг.) <...> Ключевые слова: мензуральная музыка, Франко Кельнский, Иоанн
Гарландский, музыкальный метр, ритмический модус, ars antiqua
Одним из основных признаков мензуральной системы музыкальной ритмики — формы
метрической организации многоголосной западноевропейской музыки, господствовавшей более
четырех столетий1, — является метрическая многоуровневость. <...> Метрические отношения между
длительностями регулируют четыре иерархически соподчиненные мензуры — метрические
меры: максимодус, управляющий отношениями
максимы и лонги; модус, управляющий отношениями лонги и бревиса; темпус, управляющий
отношениями бревиса и семибревиса; пролация,
управляющая отношениями семибревиса и минимы. <...> Метрическую многоуровневость мензуральная система передала в наследство тактовой
системе музыкальной ритмики. <...> Трактат Франко «Ars
cantus mensurabilis» («Искусство мензурального
пения», около 1260–1270 гг.) содержит теоретическое описание самого первого метрического
уровня будущего многоуровневого мензурального метра2. <...> Для Франко, как и для его предшественников, ритмическое содержание музыки определяют модусы: «Модус есть познание [музыкального] звучания, размеренного в лонгах и
бревисах посредством темпусов3. <...> Гарландский стоит
у истоков теории <...>