ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
© Евдокимова А. А., 2014
ЛАДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОГЛАСНИКА СТЕВАНА ЛАСТАВИЦЫ
В Осмогласнике С. <...> Ластавицы сосуществуют ладовые системы, возникшие в разные периоды истории (от архаической обиходной модальности
до современной усложненной тонально-гармонической системы). <...> Память
сербского народа сохранила основные этапы ладовой эволюции, запечатлев
их в гласовых строках. <...> Ключевые слова: Стеван Ластавица, Осмогласник, сербский распев,
лад, модальность
История Сербской православной церкви
полна трагических событий, словно проверяющих на прочность веру и духовную стойкость народа. <...> Систематически разрушались храмы и
монастыри, убивались монахи, священники, прихожане, уничтожались церковные книги. <...> Весь
этот период сербское церковное пение имело
устную форму бытования: именно память верующего народа оказалась областью, неподвластной
истреблению. <...> На исконной сербской территории, освобожденной от турецкой власти лишь в 1878 году,
выдающийся композитор Стеван Мокраняц более 20 лет посвятил записи церковного пения. <...> Им был зафиксирован полный годовой круг основных напевов, бытовавших в Сербии — около
тысячи песнопений! <...> Книгу, включавшую песнопения Обихода, Праздников и особых обрядов
Мокраняцу при жизни опубликовать не удалось. <...> Ее отпечатал в 1920 году литографским способом ученик Мокраняца Коста Манойлович, и
лишь в 1935 году сборник был в Белграде опубликован официально [3, с. <...> Иная судьба выпала Осмогласнику — воскресным песнопениям, объединенным в 8
групп-гласов. <...> Как отметил Мокраняц в Предисловии,
Осмогласник записывался им с голоса знатоков
церковного пения — опытного певчего И. <...> Отделить вариативную часть мелодии от основной компози-
тору помогло его собственное знание сербских
напевов, поскольку в юности он пел на клиросе. <...> «Я знал каждый звук этих песнопений», — пишет Мокраняц [2, с. <...> Сразу после выхода из
печати Осмогласник в его редакции оказался на
клиросах <...>